Фрагмент для ознакомления
1
Введение ........................................................................................................... 3
1 Требования к служебному поведению государственных служащих ............. 4
2 Реализация принципа политической нейтральности в контексте развития государственной службы ................................................................................ 13
Заключение ..................................................................................................... 18
Список используемой литературы ................................................................. 20
Фрагмент для ознакомления
2
Государственная служба относится к одному из основных политико-управленческих институтов в обществе. В РФ государственная служба имеет большое значение в виду того, что связана с реформированием социальной и экономической систем, процессом становления и взаимодействия гражданского общества с институтами государственной власти.
Традиционно государственную службу определяют как профессиональную деятельность по обеспечению исполнения полномочий и функций государственных органов и должностных лиц, наделенных государственной властью1.
Являясь частью государственного управления, государственная служба выступает как сложный социально-правовой институт. Говоря о специфике государственной службы, можно сказать, что она зависит от типа государственного устройства, от структуры государственного аппарата.
Понятие государственной службы было прописано в законе «Об основах государственной службы РФ», в котором государственная служба определялась как профессиональная деятельность по обеспечению полномочий государственных органов и лиц, занимающих государственные должности.
Целью данной работы является рассмотрение политической нейтральности в государственной службе.
1 Требования к служебному поведению государственных служащих
Важным направлением функционирования различных институтов государства является государственное управление, которое осуществляется посредством государственной службы. Государство и государственная служба являются нераздельными социальными феноменами, поскольку государственное управление как базовая функция государства не может быть осуществлена без соответствующей службы.
Статья 1 Федерального закона от 27.05.2003 No 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»2 определяет понятие «государственная служба» как «профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов, субъектов Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации».
Для эффективной оценки уровня профессионализма претендующих на замещение вакантных должностей кандидатов и уже исполняющих свои полномочия госслужащих с целью укомплектования кадрового состава органов государственной власти:
- проводятся аттестации;
- организуется сдача квалификационных экзаменов;
- реализуется обучение по образовательным программам, соответствующим государственным образовательным стандартам;
- производится периодическая ротация государственных служащих;
- формируются кадровые резервы государственной службы.
Государственная служба представляет систему – правовую, социальную, организационную, этическую. При этом представители власти исполняют свои должностные обязанности в различных областях
общественной жизни. От их деятельности во многом зависит благосостояние народа, страны. Особое доверие им со стороны общества и государства накладывает отпечаток на их моральные, деловые, психологические качества.
В советское время нормы этики и административной морали были несовершенны. Большое внимание уделялось политическим, а не деловым качествам. Однако при этом не допускалось злоупотребления своими должностными полномочиями, нарушения исполнения должностных обязанностей.
В условиях формирования гражданского общества в конце прошлого века была разработана концепция административной реформы. В ней большое внимание уделялось этическим регуляторам поведения госслужащих3.
Моральные принципы были первостепенными на повестке дня, так как это сдерживает коррупцию, злоупотребление своим служебным положением. Последнее приводят к отсутствию основного принципа демократии – доверия власти у народа.
Право и мораль как социальные регуляторы занимают особое место в формировании духовного мира личности, воздействуя на ее развитие и совершенствование. Эффективность механизма правового регулирования связана не только с совершенствованием правотворчества и правоприменения, но во многом определяется ростом правосознания и правовой культуры общества, способствующим обеспечению законности и правопорядка.
Важнейшим видом социального регулирования является правовое регулирование, особенности которого дают возможность признавать его самостоятельным видом. Воздействие права на общественные отношения приводит к формированию правоотношений, участники которых имеют взаимные права и обязанности, несут юридическую ответственность, обеспеченную возможностью государственного принуждения. Дозволения,
запреты, позитивные обязывания становятся главными способами воздействия права на поведение субъектов общественных отношений, формируют правовое состояние общества и образуют механизм правового регулирования. Нормативные регуляторы формировались под воздействием объективных исторических условий, в процессе их развития различные структурные элементы права (гипотеза, диспозиция, санкция) логически увязывались в единой норме.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1) Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.)// https://constitution.garant.ru/ (дата обращения 07.07.2023)
2) Указ Президента РФ от 12.08.2002 N 885 (ред. от 25.08.2021) "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих"// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_38140/ (дата обращения 07.07.2023)
3) Федеральный закон "О политических партиях" от 11.07.2001 N 95-ФЗ (последняя редакция)// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32459/ (дата обращения 07.07.2023)
4) Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27.07.2004 N 79-ФЗ (последняя редакция)// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48601/ (дата обращения 07.07.2023)
5) Федеральный закон "О статусе военнослужащих" от 27.05.1998 N 76-ФЗ (последняя редакция)// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_18853/ (дата обращения 07.07.2023)
6) Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992 N 2202-1 (последняя редакция)// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_262/ (дата обращения 07.07.2023)
7) Федеральный закон "О системе государственной службы Российской Федерации" от 27.05.2003 N 58 ФЗ (последняя редакция)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42413/?ysclid=l9v5rvev4x849624048 (дата обращения 07.07.2023)
Статьи
8) Осипова И.Н., Кароян М. М. Реализация принципа политической нейтральности в контексте развития государственной службы// КОНСЕРВАТИВНЫЕ ТРАДИЦИИ И ЛИБЕРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ В ПОСТСОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РОССИИ. Сборник научных статей. 2016. С. 90-92
9) Федоренко Н. В. Специфика соотношения правовых и этических норм в уголовно-процессуальной деятельности// ЮРИДИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК РОСТОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. 2019. № 1. С. 30-34
10) Шаталова М.Д., Исаева А.А. Требования к служебному поведению государственных служащих: правовые и морально-этические аспекты// НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА. 2021. № 4. С. 80-83
11) Яковлева М. А. Государственная служба как социальный институт в Российской Федерации//ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ
НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ДОСТИЖЕНИЯ И ИННОВАЦИИ. Сборник статей XXVI Международной научно-практической конференции. 2019. С. 202-204