Фрагмент для ознакомления
1
Практическое занятие №1. План
Публицистика А.Блока. Статья «Интеллигенция и революция» (1918). Проблематика, связь с художественной практикой («Двенадцать», «Скифы»). Специфика восприятия Блоком Революции.
М.Горький «Несвоевременные мысли. Заметки о революции и культуре» (1917-1918). История создания и публикации. Проблематика. Горький о роли интеллигенции и революции (сравнить с позицией А.Блока).
Отражение противоречий революционной эпохи в отношении к Октябрю писателей-эмигрантов (И.Бунин «Окаянные дни» (1919), Д.Мережковский, З.Гиппиус, А.Толстой и др.
Практическое занятие №2. План
Русь в дооктябрьском творчестве С.Есенина. Изображение природы. Психологизм пейзажной лирики. Проанализировать стихотворения «Русь», «Береза», «Осень» (другие по выбору).
Особенности восприятия революции. «Крестьянский уклон» в отношении к Октябрю. Поэтическое отражение кризиса творческого сознания (соотношение «живого» и «железного». Обратить внимание на христианско-религиозную символику, показать проявление патриархальных иллюзий).
Образ Руси советской в произведениях последних лет (Программные поэмы «Русь советская», «Русь уходящая», «Возвращение на Родину». Доказать, что эти произведения можно рассматривать как единый лирический цикл (автобиографичность замысла, «сквозная» тема старой и новой деревни, единство лирического «я» и т.д.
Отражение драматических противоречий времени и биографии поэта в произведениях последних лет. Сделать самостоятельные выводы.
Практическое занятие №3. План
История создания и публикации произведения. Литературно-философские истоки романа.
Жанровая структура романа-антиутопии.
Хронотоп романа.
Образ рассказчика. Основные лейтмотивы.
Повествовательная структура романа.
Практическое занятие №4. План
А.С.Серафимович о формировании замысла эпического произведения.
Особенности сюжета и композиции «Железного потока» как эпопеи.
Собирательный образ народной массы в его эволюции.
Эпическая монументальность образа Кожуха. Художественные приемы создания образа.
Принципы художественной изобразительности и выразительности.
Дополнительные вопросы:
Жанровое многообразие воплощения темы революции и гражданской войны в прозе 1920- годов (А.Серафимович «Железный поток», Д.Фурманов «Чапаев», А.Фадеев «Разгром»).
Углубление психологизма в создании образа положительного героя (сравнительная характеристика Кожуха, Чапаева, Левинсона).
Итоговое задание. Вариант 2
Оглавление
Задание №1. 3
Задание №2. 4
Список использованной литературы 8
Фрагмент для ознакомления
2
Появилось данное стихотворение в 1913 году юным восемнадцатилетним юношей. В печать же оно попало через год, под псевдонимом.
Посвящено стихотворение «Береза» родной деревне поэта Константиново.
Стихотворение Сергея Есенина «Белая береза», на первый взгляд, кажется незамысловатым. Наверное, из-за этой кажущейся простоты его учат все, начиная с детского сада. Действительно, всего четыре четверостишия, четырехстопный хорей, никаких заковыристых, непонятных метафор – вот что делает восприятие этого стихотворения таким упрощенным.
Но если вспомнить о том, что любое лирическое произведение призвано не просто выражать чувства поэта, но и вызывать ответный эмоциональный отклик у читателя, то становится понятно, почему это стихотворение, написанное столетие назад (в 1913 году) до сих пор так хорошо знакомо многим любителям и ценителям русской поэзии.
Есенинская береза предстает в образе спящей красавицы: Принакрылась снегом, Точно серебром.
Стихотворение «Береза» относится, конечно же, к пейзажной лирике.
Композиционно стихотворение простое и развивается линейно. Делится на четыре строфы, события в которых развиваются плавно.
«Осень». Стихотворение «Осень» Сергей Александрович написал в юном возрасте, в 1909 году. Ему было всего четырнадцать лет. Но напечатано стихотворение было гораздо позже, в 1916 году, в составе сборника «Скифы». Точная дата неизвестна, но скорее всего, рукопись была передана в печать во второй половине ноября 1916 году. Свои переживания герой высказывает через образ осени. Каждая строка все подробнее дополняет процесс увядания в осеннюю пору. Можно сквозь строки провести параллель: подобно тому, как природа угасает, так и жизнь человека мимолетна. Каждый год человеческой жизни подобен листу, который пожелтел и опал. Картины сменяют друг друга, создавая единый сюжет.
В последней строчке стихотворения Есенин описывает, как красные гроздья калины превращаются в раны Иисуса Христа. Такими словами поэт приходит к логическому завершению: в конце жизненного пути человек раскаивается за свои проступки.
Стихотворение начинается с дневного времени суток, а заканчивается глубокой ночью. Одна пора времени сменяется другой. Противопоставление дня и ночи. Подобно тому как лето заканчивается осенью, которая быстро «мчится» как конь, а за ней наступает зима — так и человеческая жизнь мимолетна.
Автор использовал в своем стихотворении антропоморфизм. Он наделяет природу свойствами человека или животных. Осень для него — «рыжая кобыла», ветер — схимник, который «мнет листву по выступам дорожным».
Ответ на 2 вопрос.
Первый мощный отклик о революции был выражен в стихотворении “Товарищ”. Это стихотворение открывает революционный цикл. Лирика здесь уступает место религиозной символике.
Здесь он не воспевает, не оправдывает революцию, а пишет о том, что видит рядом, что предугадывает в будущем. В этом стихотворении Есенин хоронит христианство вместе с прошлым миром. Он предлагает взамен свою мужицкую, крестьянскую Русь, которую он любит и видит в будущем. Эта Русь изложена в тезисах русского космизма: это Россия без богатых и господ, без нищих батраков. Эти идеи Есенин неуловимыми мазками изображает в своих произведениях.
нельзя сказать, что революция вызывала у него такой же бурный восторг, поэтический и человеческий, как, скажем, у Маяковского. Есенин переживал революцию как резкое и внезапное обновление жизни. Революция дала богатый материал для его поэзии, но душу поэта почти не затронула. Эсером - то Есенин был «мартовским».
Тем не менее революция в стихах 1917 года представляется как благая весть для народа.
Октябрьскую революцию поэт принял, по его же словам, «с крестьянским уклоном». Стремясь отозваться на революционные события, он обращается к мифологии, библейским легендам, что нашло отражение в его богоборческих и космических стихотворениях и маленьких поэмах:«Преображение»(1917),«Инония»(1918),«Иорданская голубица»(1918).
Поэт не скрывает своего ликования, наблюдая крушение старого мира, в порыве радости прощается с традиционными религиозными верованиями, но при этом широко использует религиозную лексику. Конкретная действительность, реальные события отягощены у него неожиданностями, метафорами, библейскими образами, туманными символами. И в то же время отчетливо прослеживается и «крестьянский уклон».
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Блок А. «Интеллигенция и революция». URL: http://blok.lit-info.ru/blok/publicistika/intelligenciya-i-revolyuciya.htm (дата обращения: 10.07.2023).
Бонецкая Н. Мережковский и революция// Звезда. 2019. № 1.URL: https://magazines.gorky.media/zvezda/2019/1/merezhkovskij-i-revolyucziya.html (дата обращения: 11.07.2023).
Ганущак Н.В., Миннуллина Г.Р. Категория времени в романе Е.И. Замятина «МЫ»// Филологический вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2021. № 3. С. 100-105.
Горький М. «Несвоевременные мысли». URL: https://ilibrary.ru/text/2378/p.1/index.html (дата обращения: 10.07.2023).
Карпов А.С. Поэмы Сергея Есенина. М., 1989.
Коровин В.И. История русской литературы XX – начала XXI века. Учебник для вуза в трех частях. Часть II. 1925-1990 годы. М.: 2014.
Михайлова Е. В., Лазовская А. И. Концепты «Родина» и «Природа» в языковой картине мира С. Есенина. 2007. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontsepty-rodina-i-priroda-v-yazykovoy-kartine-mira-s-esenina (дата обращения: 11.07.2023).
Суимбетова, О. Г. «Живое» и «железное» в лирике С. А. Есенина// Молодой ученый. 2015. № 2 (82). С. 606-608.
Тарасова И.В. «Несвоевременные мысли» М. Горького: «авторская воля» и структура произведения// Медиаскоп. 2009. № 4. С. 23-36.
Туркацо М. Лирика С. Есенина в социально-историческом контексте// Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. 2009. № 2. С. 15-18.
Хакимова Ю. Пейзажная лирика в творчестве С.А. Есенина// Science and Education. 2020. № 1. С. 405-410.
Ватутина А.С. Инсектный сюжет в пьесе В. Маяковского «Клоп»// Известия Алтайского государственного университета. 2013. № 3. С. 135-137.
Комаров С.А. Комедия В. Маяковского «Клоп» и «Баня»: материалы к уроку. URL: file:///C:/Users/secretar/Downloads/komedii-v-mayakovskogo-klop-i-banya-materialy-k-uroku.pdf (дата обращения: 11.07.2023).