Фрагмент для ознакомления
2
Разработайте картотеку методик диагностики уровня личностного развития для разных возрастных групп. На ос-нове проведенной работы заполните предложенную таблицу. Описание методик, правила их проведения и интерпрета-ции оформите в виде Приложений к файлу с вашим заданием.
Воз-раст-ная группа Название ме-тодики, автор На что направ-лена методика (диагностика какой сферы личности) На каком психологиче-ском подходе основана ме-тодика Особые условия проведения и обра-ботки результатов Примечание
3-6
лет Методика те-стирования внимания «Найди и вы-черкни» (Т. Д. Марциновская, Е. Л. Доценко) Цель: диагно-стики умствен-ной работоспо-собности и вни-мания. Исследование проводится ин-дивидуально Методика рассчитана на детей 2-х воз-растных категорий: 3–4 года и 5–6 лет. На выполнение задания ребёнку выделя-ется 2,5 минуты, в течение которых ему необходимо 5 раз вычеркнуть по 2 пред-мета на выбор взрослого. На работу с одной парой отводится 30 секунд. Каждую фи-гурку необходимо вычеркивать определён-Является удобным и простым спо-собом опре-делить, насколько хорошо ребё-нок способен
ным образом: например, домик горизон-тальной чертой, а грибок — вертикальной. Пример вычеркивания показывает взрос-лый. Оценка продуктивности внимания. Для подсчёта общего уровня продуктивности внимания используется формула: S = (0,5N-2,5n)/t, где S – продуктивность вни-мания, N – количество просмотренных ре-бенком фигур, n – количество ошибок, до-пущенных ребенком (пропуски нужных фигур, исправления, зачеркивание не тех картинок, неправильное зачеркивание), t — время, потраченное на работу, 150 (общий показатель для весь тест) и 30 секунд (ра-бота с одной парой фигур) По этой формуле рассчитываются 6 пока-зателей: 5 для 30 секундных отрезков и 1 концентри-ровать вни-мание, пере-ключать его и усваивать информа-цию. Приложе-ние 1
общий показатель для всего времени ра-боты над тестом. После подсчёта результатов получивши-еся значения переводятся в баллы. Оценка продуктивности внимания проводится по общему значению S. Значения продуктивности S для каждого из периодов используются для оценки устойчивости внимания путем построения графика, наглядно показывающего измене-ния продуктивности во времени. Тест «Самое непохожее» (Л. А. Венгер) Цель: выявле-ние уровня овла-дения мысли-тельными опера-циями: анализа, сравнения и обобщения при-знаков. Исследование проводится ин-дивидуально (беседа). Психолог раскладывает перед ребенком все геометрические фигуры в произволь-ном порядке (фигуры в методике предлага-ются), можно их все положить и в один ряд. Далее ребенку предлагается рассмотреть фигуры, лежащие перед ним. Психолог обращает внимание ребенка на то, что все эти фигуры разные, и просит Методика относится к нестандарт-ным. Тест но-сит ком-плексный ха-рактер и поз-
рассказать, чем они отличаются друг от друга. Ответы ребенка фиксируются. Задание повторяется не менее 2-3 раз, то есть ребенок находит самую непохожую фигуру для 2-3 образцов. Оценка результатов проводимого обсле-дования: ВЫСОКИЙ уровень выполнения задания. Ребенок при выборе самой непохожей фи-гуры в подавляющем большинстве случаев ориентировался на все три признака и называл один или два. СРЕДНИЙ уровень выполнения задания. Ребенок в большинстве случаев делал вы-бор самой непохожей фигуры по двум при-знакам и называл один. воляет изу-чить не только мыш-ление, но и восприятие детей. Необходи-мый мате-риал пред-ставлен в Приложении 2
НИЗКИЙ уровень выполнения задания. Ребенок ориентировался в основном на один признак, не называя его. Методика «Страхи в до-миках» (А. И. Захаров, М.А. Памфилова). Цель: выявление и уточнение пре-обладающих ви-дов страхов у де-тей Исследование проводится ин-дивидуально (беседа). Текст инструкции: «В черном домике жи-вут страшные страхи, а в красном — не страшные. Нужно расселить страхи из списка (предложенного у методике) по до-микам». Психолог называет по очереди страхи. Записывать нужно те страхи, кото-рые ребенок поселил в черный домик. У старших детей необходимо спросить: «Скажи, ты боишься или не боишься…». Особенности проведения тестирования Избегая непроизвольного внушения стра-хов частым повторением вопроса о боязни страхов. При стереотипном отрицании всех страхов просят давать развернутые ответы типа «не боюсь темноты», а не «нет» или «да». Беседу с ре-бёнком необ-ходимо про-водить нето-ропливо и об-стоятельно, перечисляя страхи по по-рядку и ожи-дая только ответа «да» – «нет» или «боюсь» — «не боюсь».
Психолог при проведении теста нахо-дится рядом с ребенком, а не напротив. Необходимо периодически подбадривать испытуемого и хвалить за то, что он гово-рит все как есть, правду. После выполнения задания ребенку пред-лагается закрыть черный дом на замок (нарисовать его), а ключ — выбросить. Данное действие необходимо для того, чтобы успокоить актуализированные дет-ские страхи. Интерпретация теста на выявление дет-ских страхов При интерпретации результатов теста стоит учитывать возрастные особенности появления страхов и возрастные нормы по количеству страхов. Наличие большого ко-личества разнообразных страхов у ребенка Список страхов пред-ставлен в Приложении 3
будет говорить о развитии преневротиче-ского состояния. Методика «Детский ап-перцептивный тест (САТ)» (Л. Беллаке, С. Беллак) С помощью данной методики можно выявить: 1. ведущие по-требности и мо-тивы 2. особенности восприятия и от-ношения ребенка к родителям (в том числе к роди-телям как к су-пружеской паре) особенности вза-имоотношений ребенка с сиблингами Исследование проводится ин-дивидуально, позициониру-ется не как тест, а как игра. Время проведения теста - 30-40 мин. После установления контакта с ребенком, ему предъявляют картинки. По которым он должен создать рассказ. Все ответы записываются буквально и позже анализируются. Следует записывать также все комментарии и действия ребенка, имеющие отношения к рассказу. После того, как составлены все рассказы, можно вернуться к каждому из них для уточнения отдельных моментов, например: почему какой-либо персонаж назван именно так, а не иначе, указано именно это место действия персонажей, именно этот возраст, и т.п., и даже почему именно так окончен рассказ. Относится к классу интер-претативных методик, где проециру-ется значи-мое содержа-ние потреб-ностей, кон-фликтов, установок личности. Стимуль-ный мате-риал пред-ставлен в
3. содержание внутриличност-ных конфликтов как следствия фрустрации ве-дущих потребно-стей ребенка 4. особенности защитных меха-низмов как спо-собов разреше-ния внутренних конфликтов 5. агрессивные фантазии, страхи, фобии, тревоги, связан-ные с ситуаци-ями фрустрации При анализе апперцептивного поведения обычно рассматриваются, что ребенок ви-дит и как мыслит, в отличие от оценки вы-раженного. Анализ рассказов строится следующим образом: 1) нахождение "героя", 2) определение важнейших характери-стик "героя" - его чувств, желаний стремле-ний, 3) сравнительная оценка сил, исходя-щих от "героя", и сил, исходящих из среды. В итоге исследователь получает сведения об основных стремлениях, потребностях обследуемого, воздействиях, оказываемых на него конфликтах, возникающих во взаи-модействии с другими людьми, и способах их разрешения, другую информацию. Приложении 4
6. динамические и структурные особенности по-ведения ребенка среди сверстни-ков. Методика Рене Жиля. Фильм - тест межличност-ные отноше-ния ребенка. Межличност-ные отношения с ребенка Цель: служит для изучения со-циальной при-способленности ребенка, а также его взаимоотно-шений с окружа-ющими, некото-рых поведенче-Методика яв-ляется визу-ально-вербаль-ной. Методику Р. Жиля нельзя отнести к числу чисто проективных, она представ-ляет собой форму, пере-ходную между Методика состоит из 42 картинок с изоб-ражением детей или детей и взрослых, а также текстовых заданий. Ее направлен-ность — выявление особенностей поведе-ния в разнообразных жизненных ситуа-циях, важных для ребенка и затрагиваю-щих его отношения с другими людьми. Перед началом работы с методикой ре-бенку сообщается, что от него ждут ответов на вопросы по картинкам.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Верекса, А. Н. Индивидуальная психологическая диагностика ре-бенка 5-7 лет пособие для психологов / А.Н. Верекса – М.: Мозаика-Синтез – 2012 – 127 с. - ISBN 978-5-4315-0001-5 2. Гильяшева, И. Н. Методика исследования межличностных отноше-ний ребенка: методическое пособие / И. Н. Гильяшева, Н. Д. Игнатьева. – М.: Фолиум, 1994. – 64 с.: ил. – (Психодиагностика детей и подростков ; выпуск 7) . – ISBN 5-900536-13-0
3. Елисеев, О. П. Практикум по психологии личности / О. П. Елисеев — СПб.: Питер, 2001. — 560 с.: ил. — (Серия «Практикум по психологии») - ISBN: 5-272-00115-Х
4. Епанчинцева, Г. А. Проективные методы в психологии (Детский ап-перцептивный тест): методические указания ⁄ Г. А. Епанчинцева, Т. Н. Козлов-ская; Оренбургский гос. ун-т. – Оренбург: ОГУ, 2018. – 32 с.
5. Карелин, А. Большая энциклопедия психологических тестов / А. Ка-релин - М.: Эксмо, 2007. - 416 с. - ISBN 978-5-699-13698-3
6. Левченко, И. Ю. Патопсихология: Теория и практика / И. Ю. Лев-ченко. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 232 с. ISBN 5-7695-0553-2 7. Настольная книга практического психолога / Сост. С.Т. Посо-хова, С.Л. Соловьева. – М.: АСТ; Санкт-Петербург: Хранитель: Сова, 2008. – 671 с.: ил. – ISBN 978-5-17-049914-4. – ISBN 978-5-9762-5924-9.
8. Немов, Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — Кн. 3: Психо-диагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — 640 с.
9. Панфилова, М. А. Страхи в домиках. Диагностика страхов у детей и подростков // Школьный психолог. - 2008.- №8.- С.10-12.
10. Прихожан, А. М. Тревожность у детей и подростков: психологиче-ская природа и возрастная динамика /А. М. Прихожан. — М.: Московский пси-холого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. — 304 с. (Серия «Библиотека педагогапрактика»). ISBN 5—89502—089—5 (МПСИ)
11. Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т. В. Лаврентьевой. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004 - 144 с
12. Реан, А. А. Психология изучения личности: Учеб. Пособие / А. А. Реан — СПб., Изд-во Михайлова В. А., 1999. — 288 с. - ISBN 5-8016-0044-2