Фрагмент для ознакомления
2
В данной работе будут рассмотрены вопросы:
- проблемы смысла жизни в духовном опыте человечества;
- философия И. Канта.
Почему меня заинтересовал данные вопросы? Процессы изменения современного социума и мира, что наблюдаем мы сейчас, требуют тщательного изучения и анализа, поскольку понимание механизмов реализующихся трансформаций важно для прогнозирования общей картины развития общества в целом и в перспективе. Данные процессы инициировали качественные трансформации изначальных форм структур общества, его процессов. Мы можем говорить о том, что «социальные трансформации масштабны, охватывая социально-политические, правовые, культурные и экономические аспекты развития народа»1. В таких условиях, достаточно масштабных по своей форме и содержанию, важно осознавать, что существование и нашего государства в глобальной структуре осложнено противоречивыми событиями отношений между странами, неопределенностью этих отношений, динамичностью и разными вариантами разворачивания событий. Это кризисные явления, набирающие оборот. В таких условиях крайне важно вспоминать о том, что мир не постоянен, он трансформируется постоянно, а новая реальность еще не стала для социума осознаваемой. В условиях социальной фрустрации, переоценки ценностей в обществе человек ощущает потребность осознания собственных ресурсов, фундаментом которых является система ценностей и тема смысла жизни.
В философии критика представителя немецкой классической И. Канта человеческих познавательных способностей получила широкое толкование, но его социально-философские взгляды не так широко изучены. На наш взгляд, идеи Канта о телеологии важны для интерпретации проблем общественного развития.
1 Проблема смысла жизни в духовном опыте человечества.
Смыслы влияют на оценку качества его жизни.
Смысловая определенность актуальна и необходима во все времена бытия человека как в субъективном, так и общественном контексте. Являясь мотивационной основой личности, СЖО задает ориентиры в процессе формирования рациональных и эмоциональных представлений личности о себе2.
Обретение смысла жизни с позиции синкретизма дает возможность решать сложные задачи во всех сферах жизнедеятельности. Философский энциклопедический словарь к лексическим единицам «форма материи» и «способ существования» выделяет сему «созерцающего мир мышления» – переживание человеком жизненный судьбы, которое сопровождается вопросами о смысле жизни, целях и ценностях. Конфуций пишет о возможности познать движущую силу поступков человека посредством постижения смысла жизни. В 20 веке проблему смысла жизни активно исследуют в психологии А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Э. Фромм, С. Фолкман, и др. за рубежом, и Б.Г. Ананьев, В.Г. Асеев, Л.И. Анциферова, А.А. Бодалев, Л.И. Божович, Д.А. Леонтьев, Т.В. Столин, С.Л. Рубинштейн, В.Э. Чудновский и другие российские ученые. В психодинамических теориях Фрейд исследовал осмысленность непроизвольных действий и фантазий, связь осмысленности с актуальностью и личной историей; Адлер связывал поведенческие смыслы, общую направленность со смыслом жизни, разработал психологическую теорию смысла жизни в аспекте взаимовлияния и взаимозависимости с психическими процессами и социальной обусловленности. В гуманистическом направлении (Э. Фромм, А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл и др.) смысл жизни рассматривают в самоактуализации личности, возможности привнести способности во внешнюю среду. Э. Фромм, описывая феномен экзистенциальных дихотомий, считает осознание и ответственность единственной возможностью решения проблемы природной раздвоенности человека: «…Человек должен принять на себя ответственность за самого себя и признать, что только собственными
усилиями он может придать смысл своей жизни… »3. В книге «Человек для самого себя» Э. Фромм пишет о единстве психологии, философской этики и социологии, так как ценности определяют поведение и отношение к себе, другим, миру, существование в котором возможно через организацию творческой деятельности. Осознание потребностей и самооактуализация, использование собственных ресурсов для достижения целей – критерии постижения смысла по Маслоу, который, первичное значение придавал принятию объективного «…когнитивный процесс становится одновременно и процессом определения ценностей. То, что существует, принимает свойства должного. Факты становятся оценками. Реальный мир, увиденный и понятый, превращается в мир ценимый и желанный… То есть, говоря другими словами, действительное сливается с ценностным»4.
Функция глобального смысла – осознание опыта прошлого и настоящего, ситуативный – способность ориентироваться и проявлять гибкость в управлении поведенческой стратегии в условиях неопределенности и трансформаций современной действительности. С позиций логотерапевтического подхода А. Лэнгле транслирует в работе «Жизнь, наполненная смыслом» необходимость взять личную ответственность в поиске ответов на вопрос «Для чего я живу?». По мнению австрийского психотерапевта, осознание смысла делает четкими возможности личности в конкретном жизненном контексте, позволяет принять объективные ограничения, опираясь на внутренние ориентиры, взять ответственность за свои выборы. Осознание смысла и ресурсов позволяет личности решать задачи посредством выверенных действий; быть осмысленным в текущий момент и способным наблюдать и замечать посылы извне; развивать надситуативное мышление; принимать решения в соответствии с системой своих ценностей и учетом объективных условий5. И. Ялом в книге «Экзистенциальная психотерапия» описывает религиозные
верования, принадлежность к группам, вовлеченность в деятельность, четкие жизненные ориентиры (цели) как базовые элементы формирования позитивного ощущения смысла, существующего в постоянной динамике6.
Воздух, как и смысл, невозможно осязать. Но воздух всегда есть в жизни человека. Как часто человек обращает внимание на то, что он дышит воздухом и что будет, если воздуха не будет? Это происходит только тогда, когда присутствует нехватка воздуха, неприятный запах.
Рассмотрим, как понимает смысложизненные ориентации В. Франкл. Для начала рассмотрим структуру и основные идеи книги «Человек в поисках смысла» Франкла (ее мы возьмем как основу для анализа теории поиска смысла жизни Франкла). В. Франкл анализирует принятие, закрепление и освобождение как важные темы жизни человека. Франкл, пройдя концлагерь, показывает нам личный опыт поиска смысла жизни. Автор пытается ответить на вопрос, как события подобного рода находят отражение в психике обычного заключенного.
Данные истории отражают ситуацию в небольшим концлагере, в котором практически каждый умирал. Многим заключенным Франкл дает голос, оживляет. И читатель видит другую сторону концлагеря. Оказывается, там могут быть не только жалкие эпизоды.
Читатель видит другую сторону концлагеря. Оказывается, там могут быть не только жалкие эпизоды. Франкл показывает постоянную борьбу за существование. Капо – заключенные с особыми привилегиями и поверенные, могут ополчиться против своих же товарищей и обращаться с ними более жестоко, чем сами солдаты. Практически каждый перед отбором в газовые камеры предает своего соседа. И Франкл рассуждает, что те, кто были «лучшими» капо, свободы так и не увидели7. Франкл говорит о жизни в заключении, и современный читатель видит, что проблемы остались те же.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1) Астафьева, О.Н. Культурология. Теория культуры / Астафьева О.Н., Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017.
2) Баймурзаев А. Д. Взгляды И. Канта как методологическая основа цивилизационного подхода к изучению развития общества//НАУКА, ОБЩЕСТВО, ЛИЧНОСТЬ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Ивановской И.И., Посновой М.В.. Петрозаводcк, 2021. С. 110-115
3) Дзюбалов В.А. Трансформации сознания, психики общностей в кризисные периоды // Социальные трансформации: Материалы международного коллоквиума (23 ноября 2001 г.). Смоленск: СГПУ, 2001. С.
4) 21-25
5) Кант И. Трактаты и письма. М., 1980.
6) Кант И. О вопросе, предложенном на премию Королевской Берлинской академии наук в 1791 году: Какие действительные успехи сделала метафизика в Германии со времени Лейбница и Вольфа? // Соч.: В 6 т. М., 1966. Т. 6. С. 181-182
7) Кант И. Критика чистого разума // Соч.: В 6 т. М., 1964. Т. 3.
8) Кант И. Сочинения. В 8-ми томах т. Т.5.М.: Чоро, 1994.
9) Корганова М. Э., Теория выживания в нацистских лагерях Бруно Беттельхейма и метод логотерапии Виктора Франкла применительно к изучению стратегий выживания заключенных советских исправительно-трудовых лагерей в 1929-1939 гг. // Вестник Московского университета. Сер. 8, История. — 2019. — № 2. — С. 75-80
10) Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII — начала XIX века. М., 1989
11) Лекторский А.В. Субъект /А.В. Лекторский // Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. 1983.
12) Леонова Э. А. К вопросу философской антропологии// ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ В СВЕТЕ СОВРЕМЕННОГО
НАУЧНОГО ЗНАНИЯ. Сборник материалов V Международной научной конференции. Москва, 2022. С. 27-30
13) Лэнгле А. Что движет человеком?: экзистенциально-аналитическая теория эмоций: пер. с нем. О. Ларченко. 4-е изд. Москва: Генезис, 2017. 223 с.
14) Маслоу Абрахам Гарольд. Дальние пределы человеческой психики: пер. с англ. А.М. Татлыдаевой. Спб.: «Евразия», 1997.
15) Нарский И.С. Кант. М., 1976.
16) Паттакос А., Пленники собственных мыслей: Смысл жизни и работы по Виктору Франклу // Управление персоналом. — 2018. — № 11 (471). — С. 52-60
17) Познание // Философский энциклопедический словарь / Главн. Ред. Ильичев Л. Ф и др. – М.: Советская энциклопедия. 1983.
18) Сердюк Е.Г. Смысложизненные ориентации и совладающее поведение личности в ситуации социальной нестабильности//INTERNATIONAL JOURNAL OF MEDICINE AND PSYCHOLOGY. 2022. № 7. С. 81-85
19) Тушлинг Б. Предисловие // Кант И. Соч.: В 4 т. М., 1993. Т. 1.
20) Франкл В., Доктор и душа : логотерапия и экзистенциальный анализ. — Москва : Альпина нон-фикшн, 2017.
21) Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем. / Общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева; вст. ст. Д. А. Леонтьева. — М.: Прогресс, 1990.
22) Франкл В., Сказать жизни "Да!" : психолог в концлагере. — Москва : Смысл : Альпина нон-фикшн, 2011.
23) Фромм Э. Человек для себя: исследование психологических проблем этики: пер. с англ. Л.А. Чернышевой. Минск: Коллегиум, 1992.
24) Ялом И. Экзистенциальная психотерапия: пер. с англ. Т.С. Драбкиной. М.: РИМИС, 2008. 608 с.