Фрагмент для ознакомления
2
Слово "композиция" (от лат. compositio) означает композицию, а также композицию (всех частей), примирение (составляющих элементов).
В том же смысле это слово вошло в русский язык - как, впрочем, и во многие языки. Но не во всех видах искусства он имеет широкое хождение: если, например, в музыке и живописи термин " композиция» понятен каждому профессионалу, то для литературы он малоизвестен – его чаще используют теоретики и критики, чем писатели.
Что касается театрального искусства, то здесь есть только очень общие и приблизительные представления.
Однако до сих пор в театральной практике использование композиционных законов рассматривалось как присвоение чужого
имущества. Это становится очевидным, если обратиться к театральной терминологии. В театральной постановке используется понятие перспективы, заимствованное из изобразительного искусства. Она опирается на обилие терминологии и композиционных приемов музыкантов. Но есть и такие композиционные приемы, которые кажутся чисто направленными. О том, как композиция драмы определяется живописной, архитектурной и музыкальной композицией, мы поговорим далее (в следующем абзаце), анализируя каждый из вышеперечисленных видов искусства
Музыкальное произведение - это результат творческого акта композитора.
Концепция композиции как законченного художественного целого сложилась не сразу. Его становление тесно связано с уменьшением роли начала импровизации в музыкальном искусстве и совершенствованием нотной записи, на определенном этапе развития которой стало возможным точное письменное закрепление существенных характеристик музыкальных произведений.
В результате композиция приобрела современное значение только в 13 веке, когда в нотной записи были разработаны средства фиксации не только высоты тона, но и продолжительности звуков. Первоначально музыкальные произведения записывались без указания имени их автора, которое стало ставиться только с 14 века.
Это было связано с возрастающим значением в композиции индивидуальных черт художественного мышления ее автора. При этом в любой композиции находят отражение общие и индивидуальные особенности музыкального искусства той эпохи. История музыки- это во
многих отношениях история музыкальной композиции в выдающихся произведениях великих музыкантов.
Структура музыкального произведения, его музыкальная форма
Музыкальная композиция - это один из видов художественного творчества, который требует художественной одаренности, а также определенной степени технической подготовки – знания основных конструкций музыкальных произведений, сложившихся в ходе исторического развития музыки.
Однако в музыкальном плане произведение должно представлять собой не набор привычных и знакомых музыкальных приемов, а художественный набор, отвечающий эстетическим требованиям общества. Для этого он должен включать новое художественное содержание, определяемое социально-идеологическими факторами и отражающее в уникальной образной форме существенные и типичные черты современной действительности.
Творческий процесс разных композиторов протекает по-разному. У некоторых композиторов музыка, как и импровизация, легко переливается, записывается ими сразу в законченном виде, который не нуждается в значительной последующей доработке, доводке и исправлении формы (В. А. Моцарт, Ф. Шуберт).
Другие находят лучшее решение только в результате длительного и интенсивного процесса улучшения первоначального наброска (Л. В. Бетховен).
М. Алпатов в своей фундаментальной работе по композиции в живописи указывает на возможность различных видов композиции, но
существуют и обязательные принципы, без которых невозможно составить художественное произведение как единое целое.
"Композиционные вопросы неизменно вытекают из самой идеи и понимания предмета и настолько тесно связаны с другими аспектами изобразительного образа и, прежде всего, с проблемой пространства, цвета, линии и т. д., что раскрытие композиции как одного из наиболее важных аспектов изобразительного образа".
Основные художественные средства живописи возможны только в том случае, если, рассматривая композицию отдельных произведений, мы не будем пренебрегать целостным художественным представлением об особом характере мастера и обо всем стиле эпохи".
Композиция - как условно концентрированная единица идейно-художественной структуры произведения, в свою очередь подчиняется общим законам соотношения общего, частного и отдельного. Любая композиция - это не только гармония ритма и симметрии, но и диалектическое единство части и целого.
Существуют следующие типы композиции: фронтальная, объемная, глубокая пространственная композиция.
Все «плоские " композиции, а также композиции, имеющие рельеф, относятся к фронтальным композициям. Композиции на "плане" представлены работами, выполненными в различных техниках и материалах. Вы можете назвать произведения живописи и графики, выполненные в традиционных техниках, и произведения, которые могут появиться только на определенном уровне развития науки и техники.
К ним относятся компьютерная графика, голография и другие. Фронтальная композиция широко используется в произведениях
декоративно-прикладного характера, где фактура материала часто придает рельеф композиции (текстиль-гобелен, стекло-витраж и т. д.).
Композиции, «выступающие над плоскостью", то есть имеющие рельеф, также относятся к передним. Они воспринимаются зрителем спереди и не требуют бокового обзора. Рельеф произведений позволяет раскрыть их форму и композиционное построение за счет света и тени. Такие композиции характеризуются проработкой материала, игрой фактуры. Вспомните мраморные рельефы Микеланджело, чеканные работы грузинских мастеров, керамические плитки на ярославских соборах, пряничные доски, выполненные в технике резьбы по дереву и т. д.
Фронтальные композиции чаще создаются авторами как самостоятельные произведения. Таким образом, исключается влияние окружающей среды, появляется возможность не думать о масштабе, стиле, конструкции пространства, в котором они будут существовать.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1.Аль Д.Н. Основы драматургии. Учебное пособие для студентов института культуры.- Л.: ЛГИК,1988,: изд.2-е,2019.
2.Богданов И.А. Постановка эстрадного номера. –СПб.,2021.
3.Баскин М.И. Музыка как выразительное средство театрализации / /Театрализация как творческий метод культурно-просветительной работы. Сб. науч. тр. ЛГИК. - Л., 2021. - С. 93-112.
4.Вершковский Э.В. Режиссура массовых клубных представлений. -Л..-ЛГИК, 2017.
5.Гавдис С.И. Основы сценарного мастерства. Учебное пособие.-Орел,2019.
6.Генкин Д.М. Театрализованные формы массовой работы клуба. -Л..-ЛГИК, 2022.
7.Генкин Д.М., Конович А.А. Сценарное мастерство. -М.: Сов. Россия, 2018.