Фрагмент для ознакомления
2
В профессиональной литературе подберите тренинговые упражнения по целям их применения (не менее 3 к каждой группе):
аналитические упражнения.
Портрет идеальной работы
Это упражнение можно использовать на любом тренинге, связанном с поиском работы и профессиональным самоопределением. Часто люди руководствуются шаблонными общепринятыми критериями в поиске работы: режим, зарплата, социальный пакет. «Портрет идеальной работы» — это ответ на вопрос «Что я хочу на самом деле?». И только в этом случае выбранная работа будет удовлетворять и приносить радость. Кроме того, упражнение дает возможность понять и принять факт, что действительность не может соответствовать идеалу на 100 %. Чем-то стоит поступиться, от чего-то отказаться.
Цель: Способствовать осознаванию приоритетов в выборе работы и тех потребностей, которые она должна будет удовлетворить.
Длительность упражнения: 20-30 мин.
1 Предложите каждому участнику составить список: перечислить условия, которым должна отвечать идеальная работа. Список должен быть как можно конкретнее ( если «Хорошо оплачиваемая», то указать сумму, если «не далеко от дома»- время на дорогу и т.д.) , и включать в себя 9-12 пунктов.
2 Работа со списком: все условия следует разделить на три приблизительно одинаковые группы-
· 1гр. Неизменные условия. Включить то, что считаете главным в идеальной работе.
2гр. Условно заменяемые. Сюда войдут те пункты, которые можно изменить или вообще от них отказаться, при условии замены.
· 3гр. Желаемые, но не обязательные. Если этих условий не будет, то работа не потеряет свою привлекательность.
3 В парах проанализируйте списки и конкретизируйте примерами и пояснениями. Обратите внимание участников, на их первый список и порядок следования пунктов в нем. На сколько сохранился этот порядок после деления на группы?
Упр. «Копилка»
Описание. В работе со страхами очень важно понимать, какие способы являются наиболее эффективными. Как правило, каждый человек за свою жизнь научился справляться со своими страхами, но иногда у него возникает необходимость пополнить свой поведенческий репертуар.
Обратите внимание, что речь пойдет о социальных страхах, т. е. о страхах, связанных с людьми и ситуациями, коммуникациями и социальным статусом. Это упражнение не подходит для работы со страхами за собственную жизнь и жизнь и благополучие близких.
Упражнение построено на принципе случайного выбора и нередко вызывает смех в группе. А это верный признак того, что работа со страхами идет успешно.
Цели:
1. Способствовать осознаванию собственных стратегий поведения в ситуации переживания страха, развивать возможности за счет расширения поведенческого репертуара.
2. Способствовать снятию эмоционального напряжения.
Организация. На каждого участника по 3-4 отдельных листа бумаги, коробка (шляпа), выполняющая роль копилки.
Длительность 15-20 минут.
Ход работы:
1.Участникам предлагается вспомнить и написать название того страха, который был ими успешно преодолен, например:
Страх публичных выступлений; Страх потерять работу; Страх не выйти замуж и т. д.
2.Дальше тренер предлагает вспомнить и записать три способа, которые помогли в преодолении этого страха.
«Страх не выйти замуж»: просчитать риски – «что может произойти самого страшного?»; самоутверждение и подбадривание; сравнить себя с тем, кому хуже. «Страх потерять работу»: подстраховка – пройти курсы по обучению; заручиться поддержкой; расслабиться и вести себя так, как будто это уже произошло. «Страх публичных выступлений»: тренировки в безопасном месте; заниматься этим как можно чаще; думать о «награде» за смелость.
Способы преодоления должны быть очень конкретными, но без пояснений.
3.Все способы преодоления записываются на отдельных листочках и складываются в одну коробку – «копилку». Обратите внимание участников, что название страха писать не надо.
4.Участники записывают название страха, который еще не преодолен и является для них проблемой.
5. «Копилка» пускается по кругу. При этом каждый участник называет свой страх и по очереди достает и зачитывает способы преодоления. Комбинация «страх-способ» могут быть нелепыми или смешными («страх не выйти замуж» - «заниматься этим как можно чаще»). Предложите участникам все же подумать, как именно этот способ может им пригодиться.
Вопросы к шерингу:
1. Какие способы выхода из страха вы применяете в жизни?
2. Какие новые способы по работе со своей проблемой страха вы узнали из этого упражнения?
Упр. «Коктейль удовольствия»
Описание. Удовольствие – это состояние, бесспорно, желаемое, но для многих труднодостижимое. Причина сложностей может скрываться в
непонимании своих собственных источников удовольствия или в стремлении получить его не тем способом. Очень часто люди руководствуются традиционными правилами: отдохнуть, поспать, поесть, сходить на вечеринку, пригласить гостей. Но в итоге вместо ожидаемого удовольствия получают скуку и усталость.
Цели:
1.Исследовать собственные источники удовольствия, их приоритетность и количество.
2.Способствовать осознанному использованию возможных способов получения удовольствия.
Организация. Упражнение выполняется сидя в кругу. На каждого участника понадобятся бумажные силуэты бокалов и набор карандашей. Можно в процессе упражнения включить негромкую, спокойную музыку.
Длительность 30-35 минут.
Ход работы:
1.Каждому участнику предлагается составить список того, что доставляет ему удовольствие и радость.
2.Список обсуждается в парах, даются комментарии и пояснения.
3.Вторая часть упражнения состоит в том, что надо составить «коктейль удовольствия»: на бумажных силуэтах символически изобразить источники удовольствия. При этом не стоит давать слишком жесткую инструкцию нарисовать все, что описано, пусть люди действуют спонтанно.
4.Все бокалы пускаются по кругу. Участники просто рассматривают то, из чего состоит «коктейль удовольствия» других людей.
Вопросы к шерингу:
1.Какие чувства и переживания вызвало упражнение?
2.Оцените свой «коктейль». Какие ингредиенты туда вошли и почему?
3.Что является для вас важным, какие источники удовольствия доставляют вам большую радость?
4.Что бы вы хотели добавить и что исключить за ненадобностью?
развивающие упражнения,
Упражнение «Цветные ниточки»
Возьмите нитки длиной 25-30 см, окрасьте их в разные цвета, выложите – как захочется – на одной стороне сложенного пополам листа. Концы ниток выведите наружу. Сложите половинки листа, прижмите их друг к другу, разгладьте. Затем, не снимая ладони с бумаги, правой рукой осторожно выдергивайте одну нитку за другой. Разверните лист... А нитки-то волшебные!..
Давайте попробуем.
«Морозные узоры». Окрасим нитки в белый цвет и выложим их на бумагу разных цветов.
«Страна цветных снов». Нитки окрашены в краски теплых и холодных тонов.
«Вологодские кружева». Выложим нитки на вырезанных из бумаги воротнике или кокошнике. Правда, красиво?
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Булавин Т., Сборник “Упражнения для тренинга командообразования”.
2. Зинкевич- Евстигнеева Т. Д. Эффективная команда: шаги к созданию. Руководство для тех, кто хочет создать свою команду. - СПб.: Речь, 2003. - 128 с.
3. Козлов, Н. И. Лучшие психологические игры и упражнения / Н. И. Козлов. – Екатеринбург, 1998.
4. Косаревская Т.Е., Р.Р. Кутькина Психологические проблемы адаптации студентовпервокурсников к вузу //Методические рекомендации. – Витебск: Изд-во УО «ВГУ имени П.М. Машерова», 2006. 42 – с.
5. Макартычева Г.И.Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения. / Г. Макартычева.- Санкт-Петербург : Речь, 2007.- 19