Фрагмент для ознакомления
2
1. Тренинг – форма дрессуры, при которой необходимые модели поведения формируются жесткими манипулятивными приемами с помощью положительного подкрепления, тогда как посредством отрицательного подкрепления вредные, ненужные, стираются. Тренер берет на себя полную ответственность за изменения, происходящие с участниками, не интересуясь уровень осведомленности о групповых и внутриличностных процессах.
2. Тренинг как тренировка, в результате которой происходит формирование и развитие умений и навыков эффективного поведения. Активность участников тренер рассматривает как сигнал обратной связи, который он учитывает в дальнейшем.
3. Тренинг как форма активного обучения, целью которого является психологических знаний, а также развитие определенных навыков и умений. Тренер делегирует небольшую часть ответственности обучаемым и занимается коучингом для развития необходимых навыков и умений. Он способен сотрудничать с членами группы, но обычно занимает позицию "сверху" и не рискует полностью возлагать на членов группы ответственность за них.
4. Тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников, самостоятельного поиска путей решения их собственных психологических проблем. Тренер берет на себя ответственность только за создание благоприятных и безопасных условий для участников, в которых возможно самосовершенствование членов группы.
Какая из парадигм тренинга в большей степени отвечает моим взглядам и убеждениям
Моим взглядам и убеждениям отвечает парадигма тренинга, как метода создания условий для самораскрытия участников, поскольку в ней человек рассматривается как "субъект". Субъективность – системное качество личности, свойство, благодаря наличию которого она, является тем, что есть.
Поведение человека рассматривается как деятельность, направленная на реализацию потребности быть субъектом - создавать свой собственный мир, стремление освоить свое существование.
Субъективный подход к человеку и его поведению меняет понимание сути обучения и главной задачей тренинга является не формирование определенной системы установок и навыков, а создание законченного продукта. В этой парадигме тренер видит свою задачу не в том, чтобы наставлять участников на истинный путь, а в том, чтобы позволить им открыть свой собственный путь, стать субъектом собственной жизни.
Но субъективность как неотъемлемое качество личности пробуждается только в присутствии другой субъективности, обращающейся, поэтому главное выстроить субъект-субъектный способ взаимодействия с участникаим.
Сосредоточение внимания на процессе, а не на "готовом продукте" делает результаты тренинга менее очевидными, но его преимущества гораздо более значительны, так как человек приобретает качественно иной способ существования в мире, который уже будет реализован им во всех осуществляемых действиях.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бобченко Т.Г. Психологические тренинги: основы тренинговой работы: учебное пособие для вузов. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 132 с.
2. Грецов А.Г. Тренинги развития с подростками: Творчество, общение, самопознание. – СПб.: Питер, 2011. – 298с.
3. Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. – СПб.: Издатель-ство «Речь», 2004. – 256 с.
4. Минуллина А.Ф., Гурьянова О.А. Тренинг личностного роста: Методи-ческое пособие. – Казань: Издательство «Бриг», 2015. – 96 с.
5. Пахальян В.Э. Групповой психологический тренинг. – СПб.: Питер, 2006. – 224 с.
6. Пузиков В. Г. Технология ведения тренинга. – СПб.: Издательство «Речь», 2007. – 224 с.
7. Реньш М.А., Лопес Е.Г. Психологический тренинг: учебно-методическое пособие. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.- пед. ун-та, 2016. – 235 с.
8. Сидоренко Е.В. Психодраматический и недирективный подходы в групповой работе. – СПб.: Речь, 2001. – 90 с.
9. Суховершина Ю.В. Тренинг коммуникативной компетенции. – М.: Академический проект, 2013. – 492 c.
10. Фопель К. Технология ведения тренинга. Теория и практика. – 2-е изд. – М.: Генезис, 2004. – 161 с.