Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Задание 1 3
1. Элементы структуры научной теории по В.П. Кохановскому 3
2.Анализ структуры диспозиционных теорий 6
Задание 2. Парадигмы в психологической науке 10
Заключение 15
Список литературы 16
Фрагмент для ознакомления
2
Практически любая теория является целостной развивающейся системой истинного знания (также включающая еще и элементы заблуждения), обладающая сложной структурой и при этом выполняющая ряд функций.
Следует указать, что по В.П. Кохановскому в современной методологии науки принято выделять следующие основные элементы структуры теории [4]:
1) Исходные основания – то есть фундаментальные понятия, законы, принципы, уравнения, а также аксиомы и т.п.
2) Идеализированный объект, представляющий собой абстрактную модель существенных свойств и связей, изучаемых в конкретной научной теории предметов (например, это «идеальный газ», «абсолютно черное тело» и т.п.).
3) Логика теории – это совокупность отдельных правил и способов доказательства, ориентированных на прояснение структуры, а также изменения знания.
4) Философские установки, определенные социокультурные и ценностные факторы.
5) Совокупность отдельных законов и утверждений, которые были выведены в качестве следствий непосредственно из основоположений конкретной теории в прямом соответствии с определенными принципами.
При этом методологически значимую роль в процессе формировании теории выполняет идеализированный объект (или «идеальный тип»), построение которого выступает в качестве необходимого этапа создания практически любой теории, осуществляемый в особых для различных областей знания формах. Такой объект выступает и мысленную модель отдельного фрагмента реальности, и одновременно в себе содержит конкретную программу исследования, реализуемую в построении теории.
Многообразию форм идеализации и типов идеализированных объектов напрямую соответствует также и многообразие видов (или типов) теорий, классифицированные по различным основаниям (или критериям).
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Гусельцева, М.С. Парадигмы в психологии: историко-методологический анализ / М.С. Гусельцева // Парадигмы в психологии: науковедческий анализ / отв. ред. А.Л. Журавлев. – Москва: ИП РАН, 2012. – С. 34-56. – Текст: непосредственный.
2. Гусельцева, М.С. Парадигмы развития в психологии / М.С. Гусельцева, А.Г. Асмолов. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=9545953 (дата обращения: 19.09.2023). – Текст: электронный.
3. Корнилова, Т.В. Экспериментальная парадигма, или ложные дитохомии в психологии / Т.В. Корнилов. – URL: http://distance.dnu.edu.ua/ukr/nmmateriali/documents/epldp.pdf (дата обращения: 19.09.2023). – Текст: электронный.
4. Кохановский, В.П. Философия для аспирантов: учебное пособие / В.П. Кохановский, Е.В. Золотухин, Т.Г. Лешкевич, Т.Б. Фахт. – Ростов на Дону: Феникс, 2013. – 448 с. – Текст: непосредственный.
5. Кузнецов, И.В. Структура научной теории и структура объекта / И.В. Кузнецова. – Текст: непосредственный // Вопросы философии. – 1969. – № 5. – С. 3-20.
6. Левкин, В.Е. Основные парадигмы в психологии / В.Е. Левкин. – Текст: непосредственный // Образование и наука. – 2008. – № 8. – С. 12-26.
7. Психология. Словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – Москва: Политиздат, 1990. – 494 с. – Текст: непосредственный.
8. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: Диспозиционная концепция / под. ред. В.А. Ядова. – Москва: ЦСПиМ, 2013. – 376 с. – Текст: непосредственный.
9. Степин, В.С. Теоретическое знание / В.С. Степин. – Москва: Наука, 2000. – 816 с. – Текст: непосредственный.
10. Суворова, О.В. Методологические основы деятельности психолога образования: учебное пособие / О.В. Суворова. – Москва: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2014. – 240 с. – Текст: непосредственный.
11. Чеснокова, М.Г. О парадигмах психологии / М.Г. Чеснокова // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. – 2016. – № 4. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-paradigmah-psihologii/viewer (дата обращения: 19.09.2023). – Текст: электронный.