Фрагмент для ознакомления
1
Пояснительная записка..................................................................................... 3 Основная часть ................................................................................................. 7 Заключение ..................................................................................................... 12 Список источников ......................................................................................... 14
Фрагмент для ознакомления
2
Домашнее задание включало материал из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».
(Эти слова создают в образе старины колорит старины, воссоздают быт эпохи Киевской Руси)
- Как вы думаете, есть ли случаи употребления устаревших слов и историзма, восходящие к современному языку? (так в современной речи слова солдат, офицер, министр, советник обретают новую жизнь, ведь в первые годы революции они стали археологическими, но затем снова приобрели новый смысл, возрождаются следующие слова: государственный Лицей Модерна, гимназия, биржа труда и др.)
- Что затрудняло понимание текста при первом чтении этих отрывков?
Почему вы обратили внимание на эти слова?
Выводит лексические артикли этих слов в таблицу (слайд 2 презентации).
III. Мотивация к созданию проблемной ситуации и постановка цели урока
– На электронную доску выводит слайд №3 с записью архаизмов.
Зная лексические значения данных слов, подберите к ним синонимы из современного русского языка.
На электронную доску выводит следующий слайд №4:
Подберите к этому слову синоним из современного русского языка, на слайде приведен пример историзма.
- Чем отличаются данные устаревшие слова?
- Обратите внимание, здесь записаны два термина: архаизмы и историзмы.
- Попробуйте применить эти фразы к этим устаревшим словам:
Дети анализируют отрывок из произведения «Петр Первый» роман А.Н. Толстого.
Вопросы для анализа
- Объясните знаки препинания в первом предложении:
- Внимательно прочитайте отрывок из текста:
- Найдите устаревшие слова. Определим их роль в тексте:
- Почему А. Толстой в своем творчестве часто использовал историзмы и архаизмы?
- По какому принципу вы их разделили? Найти синонимы к архаизмам из современного русского языка.
IV. Рефлексия деятельности
– Сейчас я вам предлагаю кратко вспомнить материал занятия.
Лексико-семантические архаизмы – это слова, которые еще существуют в языке, но утратили одно или несколько своих значений, очевидно, что к ним относятся слова со многими значениями, например, стремиться –
1) помогать, действовать в чью-либо пользу, делать послабление кому-либо;
2) не торопить (с выполнением обязательства), ждать более удобного (для другой стороны) времени;
3) угождать кому-либо посредством чего-либо, за счет чего-либо;
4) стараться, искать случая (утрачены 1, 2, 3 значения); или нырять – 1) плавать в толще воды; 2) скрываться, прятаться; 3) лгать, преднамеренно искажать истину (утрачены 2, 3 значения).
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Белоусова А. С. Архаизмы // Русский язык: Энциклопедия / Под ред. Ю. Н. Караулова. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. С. 37–38.
2. Васильев Н. Л. Возможен ли идеальный толковый словарь: дескриптивность vs нормативность // Известия РАН. Серия литературы и языка. 2017. Т. 76. № 3. С. 23–29
3. Григорьева А.Д. Об основном словарном фонде и словарном составе русского языка. / А.Д. Григорьева – М.: Учпедгиз, 1953. 68 с.
4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. / В.И. Даль. – М.: Русский язык, 1978. 683 с.
5. Стилистический энциклопедический словарь русского языка. / под ред. М.Н. Кожиной; члены редколлегии: Е.А. Баженова, М.П. Котюрова, А.П. Сковородников. // 2-е изд., испр. и доп. – М. Флинта: Наука, 2006.