Фрагмент для ознакомления
2
2.Особенности речевого развития детей с ОНР уровня
В речи детей с ОНР уровня могут быть некоторые нарушения слоговой структуры слов, а также их звуконаполняемости. Доминируют элизии, преимущественно в сокращении звуков, и исключительно в единичных случаях могут встречаться пропуски слогов. Прослеживаются парафазии, более часто – перестановки звуков, несколько реже – слогов, только незначительный процент – это персеверации, а также добавления звуков и слогов.
Недостаточная выразительность, внятность, несколько вялая артикуляция, а также нечеткая дикция у ребенка создает впечатление общей смазанной речи. Кроме этого, смешение звуков, незаконченность формирования звуковой структуры характеризуют у ребенка недостаточный уровень дифференцированного восприятия им фонем. Данная особенность выступает в качестве значимого показателя еще не до конца закончившегося процесса фонемообразования [6, 151].
Вместе с недостатками фонетико-фонематического характера у этих детей имеются и некоторые нарушения смысловой речи. Например, при весьма разнообразном предметном словаре у низ отсутствуют слова, которые обозначат отдельных животных и птиц (например, страус, пингвин),
растений (вьюн, кактус), людей различных профессий (например, библиотекарь), отдельных частей тела (веки, подбородок, ступня). При ответах смешиваются видовые и родовые понятия (например, птичка – ворона, гусь).
Отдельные дети при обозначении признаков предметов и действий применяю типовые названия, а также названия приблизительного значения, например, овальный – круглый. Также характер лексических ошибок находит свое проявление в замене слов, которые близких по ситуации (например, кошка катает мяч – вместо катает «клубок»), в смешении детьми признаков (например, вместо высокий забор ребенок говорит «длинный»).
Обладая определенным запасом слов, которые обозначают различные профессии, такие дети затрудняются при дифференцированном обозначении лиц женского и мужского рода; их одни дети называют одинаково, другие дети предлагают свою форму словообразования, которая не характерна русскому языку (например, вместо летчица – «летчика»).
Образование слов при помощи увеличительных суффиксов вызывает также существенные затруднения: то есть дети либо повторяют названное взрослым слово (например, сапог – большущий сапог), либо они называют произвольную форму (например, «н’ощища» – вместо ножища) [8, 95].
У детей с ОНР уровня стойкими являются ошибки при употреблении:
1. существительных с суффиксами единичности (например, гороховка – горошинка);
2. уменьшительно-ласкательных существительных (например, платенка – платьице.);
3. прилагательных, которые образованы от существительных с разными значениями соотнесенности (например, клюк’овый- клюквенный);
4. прилагательных с суффиксами, которые характеризуют как эмоционально-волевое, так и физическое состояние объектов (например, улыбкиный – улыбчивый);
5. притяжательных прилагательных (например, лисовый – лисий).
Также на фоне пользования многими сложными словами, нередко встречающихся в речевой практике (самолет, снегопад и т.д.), прослеживаются стойкие сложности в образовании детьми малознакомых сложных слов (например, вместо ледокол – легопад).
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие. – М.: ACT: Астрель, 2016. – 158 с.
2. Жукова Н.С., Мастрюкова Е.М. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., РИПКРО, 2017. – 254 с.
3. Коррекция речевых и неречевых расстройств у дошкольников: диагностика, занятия, упражнения, игры / авт.-сост. Н.П.Мещерякова, Л.К.Жуковская, Е.Б.Терешкова. – Волгоград: Учитель, 2018. – 141 с.
4. Лохматкина В.И., Ястребова Л.А. Психолого-педагогические аспекты характеристики детей с общим недоразвитием речи. Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-aspekty-harakteristiki-detey-s-obschim-nedorazvitiem-rechi/viewer (дата обращения: 19.09.2023).
5. Матросова Т.А. Организация коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями. – М.: Сфера, 2016. – 288 с.
6. Речь ребенка: проблемы и решения / под ред. Т. Н. Ушаковой. – М. : Изд-во «Ин-т психологии РАН», 2018. – 352 с.
7. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции. – М.: Классикс Стиль, 2003. – 124 с.
8. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. – М.: Маяк, 2016. – 258 с.
9. Филичева Т.Б. Четвертый уровень недоразвития речи // Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. – М., 1999. – С. 87-98, С. 137-250