Фрагмент для ознакомления
2
На сегодняшний день коррупция выступает в качестве деструктивного явления, оказывающего прямое или опосредованное влияние на большинство сфер жизни общества во всех странах независимо от их уровня социально-экономического развития, значимости на политической арене, численности населения, размеров территории и иных характеристик. Общепризнано, что масштабные коррупционные проявления, в том числе совершение преступлений коррупционной направленности, создают реальную угрозу безопасности государства.
Особую актуальность приобретает проблема установления механизма негативного воздействия коррупционных преступлений на экономическую безопасность государства как основы функционирования иных сфер жизнедеятельности граждан в целях определения причин, условий и последствий влияния коррупции на государственную безопасность и прогнозирования возможных мер, направленных на уменьшение этого дестабилизирующего влияния.
Под экономической безопасностью понимается «состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических приоритетов». При этом одной из наиболее существенных угроз для экономической безопасности России является высокий уровень криминализации и коррупции в экономической сфере1.
Уголовное законодательство не использует формулировку «коррупционные преступления» или «преступления коррупционной направленности», однако с учетом подхода к пониманию коррупции, отраженном в Федеральном законе от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О
противодействии коррупции»2 и иных нормативных правовых актов, можно сделать вывод, что под коррупционными преступлениями или преступлениями коррупционной направленности следует понимать общественно опасные, противоправные, виновные и наказуемые умышленные деяния должностных лиц или лиц, заинтересованных в осуществлении определенных действий (бездействия) должностных лиц, совершаемые исходя из корыстных мотивов, направленные на получение выгоды, имущества, услуг имущественного характера, имущественных прав или незаконного предоставления определенных преимуществ как для себя, так и для третьих лиц3.
Преступления коррупционной направленности можно классифицировать на две группы: безусловные (ст. 141.1, 184, п. «б» ч. 3 ст. 188, ст. 200.5, 201.1, 204, 204.1, 204.2, п. «а» ч. 2 ст. 226.1, п. «б» ч. 2 ст. 229.1, ст. 289, 290, 291, 291.1, 291.2 Уголовного кодекса РФ4) и преступления, приобретающие статус коррупционных при наличии определенных условий (например, совершение преступлений, предусмотренных ч.ч. 3 и 4 ст. 159.1, ч.ч. 3 и 4 ст. 159.2, ч.ч. 3 и 4 ст. 160 УК РФ и др., должностным лицом, государственным служащим и муниципальным служащим, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, с использованием своего служебного положения; совершение преступлений, предусмотренных ст. 285, ч.ч. 1 и 2 и п. «в» ч. 3 ст. 286, ст. 292 УК РФ и др., с корыстным мотивом). Здесь полагаем необходимым отметить качественную характеристику преступлений обозначенной категории: из 30991 преступлений коррупционной направленности, зарегистрированных за последний год, каждое третье преступление связано со взяточничеством (получение взятки, дача взятки и пр.). Кроме этого, результаты анализа
статистических данных за последние несколько лет свидетельствуют о росте зарегистрированных преступлений, предусмотренных ст. 290 УК РФ. Данный факт имеет особое значение в контексте рассматриваемой в работе проблематики, поскольку взяточничество не только приводит к нарушению законного порядка оказания государственных услуг, осуществления административных процедур и пр., но и влечет бесконтрольное перемещение между субъектами значительных денежных средств, нередко имеющих преступное происхождение, что создает угрозу экономической безопасности государства5.
Безусловно, в рамках ограниченного объема данной работы невозможно отразить всю многоаспектность затронутой проблематики, в связи с чем остановимся на анализе лишь некоторых форм проявления негативного влияния обозначенных преступлений на экономическую безопасность страны.
Во-первых, имеет место нарушение нормального функционирования рыночных механизмов регулирования экономики, так как преимущества получают не более конкурентоспособные и эффективные субъекты предпринимательской деятельности, а лица, которые незаконным образом через дачу взяток добились «лояльности» представителей государственной власти (некоторые комментарии по проблеме взяточничества были представлены выше). Кроме того, для погашения дополнительных издержек на такого рода услуги от должностных лиц предприниматели вынуждены закладывать потраченные суммы в конечную стоимость товаров и работ, что ведет к необоснованному повышению цен и нарушению процедур ценообразования.
Во-вторых, можно говорить о неэффективном использовании бюджетных ресурсов и противоправном выведении значительного объема денежных средств, вследствие чего невозможно разрешение социально-экономических проблем, результативное финансовое планирование внутри
муниципальных образований, субъектов Российской Федерации и государства в целом. Указанное не способствует экономической стабильности, порождает необходимость изыскания денежных средств из иных ресурсов, потребность пересмотра предоставления межбюджетный трансфертов и т.д.
В-третьих, распространенность коррупционных преступлений снижает инвестиционную привлекательность государства и конкурентоспособность национальной экономики в мировом сообществе.
В-четвертых, коррупция подрывается уровень доверия граждан, субъектов предпринимательской деятельности к праву как основному регулятору общественных отношений, к авторитету государственной власти. Рассматривая преступления коррупционной направленности, важно отметить, что зачастую речь идет о системных противоправных деяниях, совершаемых организованными криминальными формированиями внутри государственных структур или так или иначе с ними связанными. Дискредитация закона и государственных органов побуждает к уходу предпринимателей в теневой сектор экономики.
В-пятых, к существенным негативным последствиям приводят коррупционные преступления в высших эшелонах власти, поскольку принятие управленческих решений или нормативных правовых актов в интересах отдельных субъектов способствует незаконному распоряжению государственной собственностью, природными ресурсами и пр., что обуславливает сокращение потенциала для экономического роста.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 04.08.2023) // "Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
3. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 10.07.2023) "О противодействии коррупции" (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2023) // "Собрание законодательства РФ", 29.12.2008, N 52 (ч. 1), ст. 6228.
4. Федеральный закон от 27.12.2005 N 196-ФЗ (ред. от 03.04.2023) "О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 02.01.2006, N 1, ст. 7.
5. Указ Президента РФ от 02.07.2021 N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 05.07.2021, N 27 (часть II), ст. 5351.
6. Указ Президента РФ от 16.08.2021 N 478 (ред. от 26.06.2023) "О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы" // "Собрание законодательства РФ", 23.08.2021, N 34, ст. 6170.
7. Вородюхин С.Е., Глушков Е.Л. Гражданско-правовая ответственность за коррупционные правонарушения в Российской
Федерации // Проблемы правоохранительной деятельности. 2020. № 4. С. 6-9.
8. Кулик А.С., Мохоров Д.А. Антикоррупционная культура как средство преодоления социального конфликта // Современные наукоемкие технологии. 2019. № 11 – 1. С. 184 – 188.
9. Липинский Д.А., Мусаткина А.А. Проблемы соответствия антикоррупционного законодательства Российской Федерации международным стандартам // Вестник Санкт-Петербургского университета. Право. 2019. № 4. С. 673-690.
10. Михайлов С.Л. Использование международного дня борьбы с коррупцией для подведения ежегодных итогов борьбы с коррупцией в России // В сборнике: Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум. сборник статей по материалам LXI студенческой международной научно-практической конференции. Москва, 2023. С. 33-38.
11. Пантелеев, В. Ю. Антикоррупционное право России: системный анализ: Монография / В. Ю. Пантелеев; ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации». Екатеринбург: Уральский институт управления – филиал РАНХиГС, 2022. 454 с.
12. Смородина О.С. Гражданско-правовая ответственность за совершение коррупционных правонарушений // Актуальные проблемы гражданского права и гражданского судопроизводства. Челябинск, 2018. С. 186-194.
13. Савченко Д.А. Юридические технологии противодействия коррупции: роль гражданско-правовых средств // Вопросы российского и международного права. 2022. Том 12. № 10А. С. 83-91.