Фрагмент для ознакомления
2
Поэзия 1970-х и первой половины 1980-х годов в СССР представляет уникальный период в литературной истории этой страны. В эти десятилетия, Советский Союз оставался самой читающей страной в мире, и литература играла значительную роль в формировании общественного сознания. В то время книги, газеты и журналы издавались огромными тиражами, и доступ к литературным произведениям был обеспечен благодаря сети общедоступных библиотек. Эти десятилетия стали периодом поиска ответов на важнейшие социальные и культурные вопросы.
В этом контексте поэзия этого времени заслуживает особого внимания. Эпоха, которую охватывает 1970-е и первая половина 1980-х годов, выделяется как значительным расцветом литературы. Поэзия этого периода оказала значительное воздействие как на литературное искусство, так и на общественное мнение.
Среди авторов 1970-х и 1980-х годов можно выделить как продолжателей "чисто советской" литературной традиции, так и тех, кто следовал по стопам великих русских авторов, таких как Маяковский и Есенин, Шолохов и Паустовский, Бабель и Булгаков. В этот период на литературной арене зрелость приобрели такие авторы, как Юрий Трифонов, Юрий Нагибин, Василий Шукшин, Александр Белов, Валентин Конецкий, Андрей Бондарев и другие. Особое место в этом периоде занимает так называемая "военная проза", представленная произведениями фронтовиков, чьи пера защищали опыт Великой Отечественной войны и делали это с исключительным мастерством.
Данный реферат направлен на исследование поэзии 1970-х - первой половины 1980-х годов и ее вклада в литературное наследие СССР. Мы рассмотрим ключевых поэтов и стихотворения этого периода, а также выясним, какие темы и проблемы они затрагивали, отражая дух времени и общественные изменения.
1. Поэзия 1970х-первой половины 1980-х годов: общая характеристика и основные черты
Период 1970-80-х годов в русской поэзии был особенно разнообразным, сочетая в себе элементы реализма, модернизма и постмодернизма. Этот временной отрезок характеризовался сложной литературной средой, влиянием идеологических ограничений и возрастающим интересом к авторской песне, играющей роль "звучащего самиздата". Основные эстетические принципы и направления этого периода в русской поэзии включают:
Постмодернизм: В данном периоде в русской поэзии появляются черты постмодернизма, что приводит к разрушению традиционных литературных структур и жанров. Поэты начинают играть с разными стилями и переплетать их в своих произведениях. Вместо строгой иерархии появляется хаос, а текст становится многоголосым и многозначным.
Авторская песня: в условиях цензуры и идеологических ограничений, авторская песня становится популярной формой самовыражения для многих поэтов. Она позволяет обойти ограничения и говорить о запрещенных темах. Авторская песня часто имеет социально-политическую направленность и служит средством протеста.
Ирония и игра: Постмодернизм акцентирует внимание на иронии, игре и многозначности. Поэты начинают играть с традиционными литературными формами, искажать их и создавать новые смыслы. Это создает сложные и парадоксальные тексты.
Интертекстуальность: Постмодернистская поэзия активно использует интертекстуальные ссылки на другие литературные произведения, искусство и культуру. Это создает слои значений и обогащает текст.
Индивидуализм и автобиографизм: Поэты начинают обращать внимание на собственный опыт и личные переживания. Их стихи становятся более интимными и автобиографичными.
Многоголосие и плюрализм: Постмодернизм в поэзии открывает двери для разнообразия и плюрализма. В поэзии появляются различные стили и
направления, что позволяет каждому поэту найти свой голос и выразить свою индивидуальность.
Этот период в русской поэзии отличался творческой свободой и разнообразием, где поэты использовали постмодернистские приемы, играли с жанрами и темами, искренне выражали свои мысли и чувства. И, несмотря на ограничения и цензуру, они продолжали создавать произведения, которые имели важное значение для литературной культуры.
В начале 1970-х годов, лирико-публицистическое течение привлекло к себе значительное внимание. Поэты этого направления, такие как Е. Евтушенко, Р. Рождественский, а также, в какой-то степени, А. Вознесенский и Я. Смеляков, фокусировались на актуальных проблемах современности и политических событиях, реагировали на всё, что происходило как внутри страны, так и за её пределами. Их поэзия отличалась гражданской ориентированностью, что проявлялось, например, в стихотворениях, таких как "Гражданственность" и "Интимная лирика" у Е. Евтушенко, "Ностальгия по-настоящему" и "Порнография духа" у А. Вознесенского, а также "Подкупленный" и "Кому принадлежу" у Р. Рождественского.
Поэты лирико-публицистического направления обращались к своим современникам непосредственно. Они затрагивали разные аспекты жизни, ставили вопросы о моральной чистоте и совести, а также рассматривали моральный суд как высший арбитр. Их целью было понять историю и современность, проникнуть в сущность социокультурных тенденций.
В конце 1960-х и начале 1970-х годов произошел заметный сдвиг в поэзии в сторону более традиционных тем и форм. Этот поворот был замечен и обсуждался в работах таких авторов, как С. Чупринин, В. Кожинов и В. Дементьев, а также в коллективной монографии "Русская советская поэзия. Традиции и новаторство. 1917-1945 гг." в двух частях, изданных в 1972 и 1978 годах.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Барабанов В. Е. Модернизм, авангардизм и постмодернизм [Электронный ре-сурс] / В. Е. Барабанов // Митин журнал. — 1988. — № 20. — Режим доступа: http://kolonna. mitin.com/archive /mj 20/barabanov.shtml (дата обращения: 25.10.2023).
2. Жаккар Ж.-Ф. Вместо предисловия / Ж.-Ф. Жаккар, В. Фридли, Й. Херльт // «Вторая культура» Неофициальная поэзия Ленинграда в 1970—1980-е годы : матери-алы международной конференции (Женева, 1—3 марта 2012 г.). — Санкт-Петербург : Росток, 2013. — С. 3—6
3. Кожинов В.В. Стихи и поэзия. М.: Советская Россия, 1980.- 304 с.
4. Лесневский Ст. «Як вам приду». Поэты. Поэзия. Время. -М.: Советский писатель, 1982. — 367 с.
5. Чижов Н. С. Советский поэтический андеграунд в критическом и научном освещении (статья вторая) / Н. С. Чижов // Научный диалог. — 2021. — № 10. — С. 298—326.