Фрагмент для ознакомления
1
1. Обучение дошкольников составлению повествовательного рассказа (по сюжетной картинке и серии сюжетных картинок).
2. Обучение дошкольников пересказу литературных произведений (народная сказка, рассказ).
Фрагмент для ознакомления
2
Главной задачей развития связной речи ребёнка в старшем возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности, в том числе и через составление повествовательных рассказов по серии сюжетных картин.
Этот вид рассказывания способствует развитию логического мышления, развитию воображения, творческих способностей, эстетического вкуса, нравственных представлений.
В процессе рассматривания картинок проводятся упражнения, показывающие детям способы построения разных предложений и грамматические средства связи между частями высказывания, а также средства художественной выразительности, которые можно использовать в рассказе. Рассмотрим некоторые из вариантов предъявления картинок детям, каждый из которых решает свои задачи.
1. Вариант. Каждому ребенку дается серия сюжетных картинок, предлагается разложить их в такой последовательности, чтобы получился рассказ. Затем воспитатель выставляет на доске незнакомый набор картинок, где заведомо нарушена последовательность. Дети отыскивают ошибку и исправляют ее. Далее они выполняют лексические, грамматические упражнения, придумывают рассказ по всем картинкам, дают ему название. Цель: учить выстраивать содержание картинок в логической последовательности, выявить умение строить связный рассказ по серии сюжетных картинок. Этот вариант используется для первичной диагностики.
2. Вариант. Вся серия картинок выставляется на доске: первая картинка открыта, вторая, третья, четвертая картинки закрыты? но рассказывают четверо детей (каждый ребенок встает перед своей картинкой; начало рассказа известно, а продолжение и конец дети придумывают свои). После этого, последовательно открывается вторая картинка (снова рассказывают четверо, они уже видят развитие сюжета, но пока не знают его до конца), за ней - третья (как и в предыдущий раз, рассказывает новая «команда») и, наконец, четвертая (открыты все картинки, дети их видят и составляют новый рассказ (сказку) Каждому варианту рассказов (и по закрытым и по открытым картинкам) детям предлагается дать название - лаконичное, точное, выразительное, выбирается самое удачное.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Литература.
1. Ивчатова, Е. Г. Развитие связной речи дошкольников через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок / Е. Г. Ивчатова, О. П. Галкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 23 (103). — С. 958-960. — URL: https://moluch.ru/archive/103/23732/ (дата обращения: 22.09.2023).
2. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию: Пособие для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 2005.
3. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (Раннего и дошкольного возраста): Пособие для воспитателей детсада. - М.: Просвещение, 2004.
4. Старжинская, Н.С. Учим детей рассказывать/ Н.С. Старжинская, Д.М. Дубинина, Е.С. Белько. – Минск: Адукацыя iвыхаванне, 2003.–144 с.
5. Танникова, Е.Б. Выдумываем сказку / Е.Б. Танникова // Ребенок в детском саду. – 2007. – № 6. – С. 69.
6. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 288 с.