Фрагмент для ознакомления
2
Эвтаназия – это термин, который используется для намеренного действия или бездействия, направленного на то, чтобы покончить с жизнью другого человека, чтобы избавить его от страданий, с явным намерением свести к минимуму боль и страдания. Она существует с древних времен, но только в 1970-х годах она стала широко обсуждаться во всем мире. Эвтаназия является спорной темой из-за связанных с ней этических вопросов. Более того, термин «эвтаназия» не используется в некоторых странах или организациях .
Слово «эвтаназия» происходит от греческого слова «Eu», означающего «добро» и «theatos», означающее «смерть», вместе они означают «хорошая смерть» . Эвтаназия определяется как ускоренная смерть пациента для предотвращения дальнейших страданий. Это достаточно широкий смысл понятия, а связи с приобретением эвтаназии социально значимого статуса, эвтаназия понимается как легкая, быстрая, приносящая минимальное страдание умирающему.
Истоки эвтаназии уходят корнями в далекое прошлое. Вопросы «легкой смерти» своеобразно решались в период античности, средние века и период Возрождения. Современный ракурс проблемы эвтаназии заложили философы Нового Времени, которые провозгласили автономно мыслящего субъекта, и И. Кант, обосновавший автономию воли и человеческой личности. Человек с этого момента почувствовал свою независимость, самодостаточность, свое право выбирать жизнь или смерть .
Несмотря на то, что отношение к реализации права на жизнь неоднократно изменялось, оно постоянно зависело от восприятия смерти. Данное обстоятельство устанавливало различные взгляды на проблему эвтаназии как философов, священнослужителей, врачей, юристов, так и всего общества. Так, древнегреческий философ Плутарх, описывая нравы спартанского общества, обращал внимание на право членов филы лишать вопрос о праве ребенка на жизнь следующим образом: если он был слаб и уродлив, то его кидали в пропасть . Для тех времен были характерны постоянные войны, стихийные бедствия и неизлечимые болезни, древнее общество избавлялось таким способом от обузы.
Для истории характерны такие жуткие обычаи, которые существовали у кельтов, готов, викингов и у некоторых северных народов, когда дети относили своих пожилых родителей в горы умирать или сбрасывали их со скалы. Община оказывалась содержать лиц преклонного возраста, а дети вынуждены были подчиниться. Эмиль Дюркгейм называл данные обычаи «предписываемым самоубийством».
Именно в тот период зарождается клятва Гиппократа: «Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла» .
Правила, существующие в древнем обществе, не оставляли слабому, а следовательно непригодному для социума человеку, выбора и лишали его права на жизнь. При таких методах регулирования общественных отношений нельзя признать эвтаназию умиранием во благо.
Древний Рим, уже после того, как бала создана Империя, изменил свое отношение к «добровольной смерти», путем введения наказания. Например, в кодексе императора Адриана (II век) было написано: «Если солдат пытался умертвить себя, но не сумеет, то будет лишен головы». Там же содержалось пояснение: ««...В том случае, если только причиной тому не были невыносимое горе, болезнь, скорбь или иная подобная причина», кроме того перечислялись и иные, смягчающие вину обстоятельства «усталость от жизни, безумие или стыд» .
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты
1) Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ)// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения 29.09.2023)
2) "Кодекс профессиональной этики врача Российской Федерации" (принят Первым национальным съездом врачей Российской Федерации 05.10.2012)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_174773/ (дата обращения 29.09.2023)
3) "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения 29.09.2023)
4) "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 28.04.2023)// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения 29.09.2023)
5) Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 N 323-ФЗ (последняя редакция)// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/ (дата обращения 29.09.2023)
Статьи, монографии
6) Демир, Я. Эвтаназия как форма реализации права человека на смерть / Я. Дамир // Вестник медицинского института «Реавиз»: реабилитация, врач и здоровье. – 2022. - No2. – С. 61-63.
7) Елисеева Г. В. Эвтаназия: отечественный и зарубежный опыт правового регулирования // Сибирское юридическое обозрение. – 2022. – No1. – С. 23-38.
8) Еремина Т.Д., Басова А.В. Правовое регулирование эвтаназии: за и против//WEEK OF RUSSIAN SCIENCE (WERUS-2023). Сборник материалов ХII Всероссийской недели науки с международным участием, посвященной Году педагога и наставника. Редколлегия: Н.А. Наволокин, А.М. Мыльников, А.С. Федонников. Саратов, 2023. С. 751
9) Капинус О.С. Эвтаназия – как социально-правовое явление (уголовно-правовые проблемы) : автореферат дисс. д.ю.н. М., 2006. 500 с
10) Капинус О.С. Эвтаназия как социально-правовое явление. М.: Буквовед. 2006. 400 с.
11) Кораблева А. А., Яковлева Е. О. Эвтаназия: уголовно-правовой аспект и перспективы легализации в России//УГОЛОВНОЕ ПРАВО В ЭВОЛЮЦИОНИРУЮЩЕМ ОБЩЕСТВЕ. Сборник научных статей научно-практической конференции молодых учёных и студентов. Редколлегия: Ю.А. Сидорова (отв. ред.). Курск, 2023. С. 117-121
12) Крылова Н.М. Уголовное право и биоэтика: уголовно-правовые проблемы применения современных биомедицинских технология // Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/ugolovnoe-pravo-i-bioetika-ugolovno-pravovye-problemy-primeneniya-sovremennykh-biomeditsinsk (дата обращения 29.09.2023).
13) Лаврин А.П. Хроники Харона. Энциклопедия смерти. Новоссибирск : Сибирское университетское издательство, 2009. 544 с.
14) Маниянгамаге Д. К. Эвтаназия: за и против// СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ СТУДЕНТОВ И МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ, ПОСВЯЩЕННОЙ 95-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ПРОФЕССОРА МАСЛАКОВА ДМИТРИЯ АНДРЕЕВИЧА. Гродно, 2022. С. 492-494
15) Молчанова Е. С., Молчанов И. В. Эвтаназия – убийство или помощь//СУДЕБНАЯ СИСТЕМА РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ. Сборник научных трудов Всероссийской студенческой очно-заочной научной конференции. Ростов-на-Дону, 2020. С. 1131-1135
16) Панкова А.М., Васильев А.М. Проблемы эвтаназии в современной России// ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ: Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. (Воронеж, 15 мая 2023 г.). - Стерлитамак: АМИ, 2023. С. 252-260
17) Пашкова А. С. Эвтаназия как проблема реализации права человека на жизнь//СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Пенза, 2023. С. 60-62
18) Романовский Г.Б. Эвтаназия: анналы истории // Медицинское право. М., 2007. No 3. С 16–19
19) Российская общественная инициатива//https://www.roi.ru/ (дата обращения 12.05.2023)
20) Скрипилев Е.А. Памятники Римского права: Законы XII таблиц. Институции Гая. Дигесты Юстиниана. М. : 3ерцало, 1997. 608 с.
21) Смирнова Ю.Д. Философское осмысление вопроса эвтаназии. В сб.: Толерантность – «оливковая ветвь» человечества на этапе истории разлома: материалы Международного гуманитарного форума, посвященного 70-летию ООН и ЮНЕСКО. Казань, 2016. С. 45–47
22) Судо Жак. Эвтаназия. – М., 1987. -167 с.