Фрагмент для ознакомления
2
Наташа С., 3 года. Обследуется в условиях психиатрического стационара с целью установления места дальнейшего пребывания. Из истории болезни известно, что мать оставила ребенка в родильном доме, в течение первого года девочка страдала рахитом. Отставала в росте и весе. Перенесла корь, ветряную оспу, два раза пневмонию. При терапевтическом обследовании обнаружены отставание в росте и весе, дисбактериоз, хронический тонзиллит. В настоящее время девочка должна быть переведена из Дома ребенка в Детский дом. Она ходит, самостоятельно ест. Использует фразы из 2 слов. При психологическом обследовании доступна контакту, по просьбе может взять и положить отдельные игрушки. Знает название частей тела, может их показать. Речь развита слабо. При оказании помощи возможно повторение фразы из 4-5 слов. Составление рассказа по картинке не доступно. Рисунок на уровне каракуль. Эмоциональные реакции живые, адекватные, зависят от поощрения. Выражена истощаемость, неустойчивость внимания. При проведении обучающего эксперимента возможно усвоение и перенесение способов действия.
Какие нарушения развития можно предположить?
Решение: Исходя из описания, можно предположить следующие нарушения развития у ребенка:
1. Задержка психомоторного развития: Наташа отстает в росте и весе, а также имеет ограниченный словарный запас и слабо развитую речь. Она использует фразы из 2 слов и не может составить рассказ по картинке.
2. Задержка речевого развития: Наташа имеет ограниченный словарный запас и слабо развитую речь. При оказании помощи она может повторять фразы из 4-5 слов.
3. Задержка когнитивного развития: Наташа имеет трудности с усвоением и перенесением способов действия. Рисунок находится на уровне каракуля.
4. Эмоциональная неустойчивость: Наблюдается истощаемость и неустойчивость внимания у Наташи. Ее эмоциональные реакции зависят от поощрения.
5. Возможно наличие других медицинских проблем, таких как дисбактериоз и хронический тонзиллит, которые могут влиять на общее развитие ребенка. Однако, для точного диагноза и определения нарушений развития требуется проведение дополнительных обследований и консультаций со специалистами, такими как педиатр, психолог и логопед.
Костя Б., 7 лет. Находится на обследовании с целью определения школьной готовности. Со слов мамы известно, что ребенок родился в срок, отставал в раннем развитии: голову держал в 4 мес., сидеть научился к 9 мес., ходить начал – к 1г.5м. отдельные слова появились к 2 годам, фразовая речь – к 4 годам. В детском саду программу не усваивал. К настоящему моменту ребенок знает отдельные буквы, может назвать цифры от 1 до 10. при психологическом исследовании ребенок с трудом вступает в контакт, не интересуется заданиями и игрушками. Объем внимания недостаточен. Работоспособность равномерно низкая. Темп сенсомоторики медленный. Механическое запоминание успешно: 5, 7, 7, 10. опосредованное запоминание значительно хуже. Доступны простые обобщения : еда, посуда, более сложные – не доступны. Запас знаний недостаточен. Мальчик не знает имени и профессии родителей, своего домашнего адреса. Конструктивный праксис недоступен. Рисунок человека на уровне «головонога». Счет недоступен. Установление связей и последовательности событий в серии из 2 картин - с помощью. реакция на оказание помощи, поощрение отсутствует. Критичность к достижениям не развита. Самооценка не сформирована.
Возможно ли обучение в обычной школе?
Какой тип нарушенного психического развития имеет место в данном случае?
К какому специалисту следует направить ребенка?
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Антропова, Л.К. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем: учебное пособие / Л.К. Антропова. - Новосибирск : НГТУ, 2011. - 70 с. - ISBN 978-5-7782-1588-7 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=228936
2. Глухов, В.П. Специальная педагогика и специальная психология : учебник для академического бакалавриата [Текст]/ В.П. Глухов. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2016. - 264 с. - (Бакалавр. Академический курс). - ISBN 978-5-9916-8237-4.
3. Мамайчук, И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии [Текст] / И.И. Мамайчук. - СПб. : Речь, 2003. - 400 с.
4. Певзнер, М.С. Клиническая характеристика детей с нарушениями темпа развития [Текст] / М.С. Певзнер // Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / сост. Н.Д. Соколова, Л.В. Калиникова. - М. : Изд-во ГНОМ и Д, 2001. - 159 – 165 с.
5. Семаго, Н.Я. Проблемные дети: Основы психодиагностической и коррекционной работы психолога [Текст] / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. - М. : АРКТИ, 2003. - 208 с.