Фрагмент для ознакомления
2
В дошкольном возрасте у ребенка накапливается достаточно большой объем знаний и представлений о животных. На этапе младшего дошкольного возраста дети учатся классифицировать животных на диких и домашних, могут узнавать и называть некоторых животных, а также их детенышей. В дальнейшем у детей формируются первичные представления о способах питания и жизнедеятельности некоторых животных. К старшему дошкольному возрасту у детей значительной расширяется объем и содержание представлений о мире животных [1].
Старшие дошкольники способны понимать и использовать обобщающие понятия, классифицировать животных на группы. Дети понимают термины, характеризующие класс животных – птицы, рыбы, насекомые, хищники, грызуны и другие, используют данные термины в своей речи. У детей формируются представления о связах в живой и неживой природе, об особенностях среды обитания различных групп животных, особенностях строения и питания, приспособленности к условиям среды, взаимосвязи с растениями и неживой природой, с деятельностью человека [10].
Знания старших дошкольников о многообразии животного мира включают в себя как конкретные, так и обобщенные представления, но они неравномерны. У детей сформированы достаточно четкие представления о внешнем виде животных, среде их обитании, способах передвижения и довольно размытые о способах добывания пищи, защите от врагов, приспособленностей к сезонным изменениям. Удивительным является и тот факт, что дети знают об экзотических животных больше, чем о животных родного края [4].
К старшему дошкольному возрасту, дети знают достаточно много видов животных, при этом лучше они знают зверей и птиц, хуже – рыб, земноводных, насекомых, пресмыкающихся. Одними понятиями (рыбы, птицы, звери, грызуны, хищники) дети владеют свободно, а о других (земноводные, пресмыкающиеся, насекомые) имеют смутное представление.
З.А. Михайлова, А.Г. Гогоберидзе указывают на то, что зачастую дошкольники путаются в понятиях «хищники», «звери», «дикие животные». Это происходит из-за перекрещивания в их ядре сходных признаков. Например, большинство хищников – дикие животные, среди которых есть звери. В свою очередь в число диких животных также входят хищники, которые частично состоят из млекопитающих (зверей). Звери же бывают хищными и дикими. Есть животные, которые включают все эти три понятия. Например, волк, лиса, тигр, лев – дикие, хищные, млекопитающие. Если один из показателей в ядре отсутствует, то у ребенка создается круг неясных знаний, что приводит к ошибкам в классификации. Так, например, дети не относят кошек и собак к хищникам [8].
Т.В. Поданева, Н.О. Мацутина провели исследование особенностей представлений старших дошкольников о животных. Выявлено, что у детей достаточно полные представления о домашних и диких животных следующих групп: звери, птицы, рыбы, насекомые. Дети умеют классифицировать животных на группы, выделяют их существенные признаки. В то же время недостаточными являются знания о зависимости внешнего вида и строения животных от среды обитания, типы защитной маскировки животных, влияние человека на животный мир, способы охраны животного мира [10].
Дети старшего дошкольного возраста проявляют интерес к изучению мира животных, любят наблюдать за ними, изучать особенности поведения. Детям интересны животные в уголке природы – рыбки, хомяки. Занятия и беседы о животных нравятся детям, они любят читать книги о животных, смотреть мультфильмы, обсуждать и говорить на соответствующие темы. При этом интерес бывает поверхностным, неустойчивым, если в дошкольной образовательной организации работа по экологическому воспитанию ведется бессистемно.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Белова А.С. Ознакомление детей дошкольного возраста с животными посредством проектов / А.С. Белова // Инфоурок. – Режим доступа: https://clck.ru/35z2pF (дата обращения: 06.10.2023).
2. Иванова А.И. Мир, в котором я живу: программа по познавательно-исследовательскому развитию дошкольников / А.И. Иванова, Н.В. Уманская. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 156 с.
3. Карпова Л.В. Ознакомление дошкольников с животными родного края / Л.В. Карпова // Продленка: образовательный портал. – Режим доступа: https://clck.ru/35z2YA (дата обращения: 06.10.2023).
4. Кузнецова Д.А. Формирование представлений о многообразии животного мира у детей дошкольного возраста / Д.А. Кузнецова // Актуальные вопросы теории и практики биологического и химического образования: материалы XII-й всероссийской с международным участием научно-практической конференции. – Волгоград, 2018. – С. 418–421.
5. Лаврова Л.Н. Экологическое образование дошкольников / Л.Н. Лаврова, И.В. Чеботарева. – Липецк: ИРО, 2018. – 118 с.
6. Мовчаренко, Е.В. Дидактическая игра как средство формирования представлений о животных Карелии в старшем дошкольном возрасте / Е.В. Мовчаренко // Научно-исследовательская работа обучающихся и молодых ученых: материалы 72-й Всероссийской (с международным участием) научной конференции обучающихся и молодых ученых. – Петрозаводск, 2020. – С. 201–204.
7. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования дошкольников / С.Н. Николаева. – М.: Академия, 2019. – 270 с.
8. Образовательная область «Познавательное развитие»: учебно-методическое пособие / З.А. Михайлова; ред. А.Г. Гогоберидзе. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016. – 297 с.
9. Плаксина Е.Н. Животные северных и южных широт / Е.Н. Плаксина // Воспитание дошкольников. – 2015. – № 1. – С. 18–24.
10. Поданева Т.В. Формирование представлений о многообразии животного мира у детей старшего дошкольного возраста / Т.В. Поданева, Н.О. Мацутина // Методика обучения и воспитания и практика 2017/2018 учебного года: сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. – Новосибирск, 2018. – С. 122–128.
11. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/499057887 (дата обращения: 06.10.2023).
12. Чернова Т. Формирование познавательного интереса у дошкольников через ознакомление с миром диких животных / Т. Чернова // МААМ.РУ Международный образовательный портал. – Режим доступа: https://clck.ru/35z2Tz (дата обращения: 06.10.2023).