Фрагмент для ознакомления
2
Конечно, все деятели науки заслуживают в первую очередь уважения за их труды и развитие нашей отчизны. Но нельзя упустить, без преувеличения, столь великого и разностороннего человека как М. В. Ломоносов. Михаил Васильевич был ученым не в одной области, такой как физика, химия или астрономия. Он был приборостроитель, географ, металлург, геолог, специалист по горному делу, знаток ораторского искусства, специалист по изготовлению мозаик и общественный деятель. А так же был художник, поэт, историк, филолог, генеалог. И это все один человек!
Вся деятельность Михаила Васильевича, как ученого, продолжалась около 25 лет. Во всех этих областях нет таких, в которых бы он не показывал бы свой талант и гениальность. За все время, которое он посвятил науке, он ни разу не дал усомниться в его некомпетентности в любой из этих профессий.
Михаил Васильевич Ломоносов был великим поэтом и писателем, оставившим свой неповторимый след не только в развитии русского языка в целом, но и в развитии литературного языка. Первым в истории стихосложения он начал писать на языке, доступном широкому кругу читателей, что делает его произведения вполне понятными и для нас. Достоевский считал Ломоносова первым «бесспорным гением», сказавшим «бесспорное «новое слово» во всей литературе нашей».
Оды Ломоносова проникнуты любовью к своему Отечеству, к родной природе, верой в силу и мудрость человеческого разума. Защитник просвещения и образования, Ломоносов видит горе и беды народа в темноте, отсталости, дикость отдельных людей и убеждает монархов призвать на помощь «божественны науки».
Цель данной работы: проанализировать тему России в поэзии М.В. Ломоносова.
1. Жанровое своеобразие одического творчества М. Ломоносова
Известно, что слово «ода» происходит от греческого «oide», что в переводе означает – песня. Ода — это лирическое произведение, в котором изображаются важные исторические события или лица. Основными чертами оды стали торжественный тон и патетическое воодушевление автора.
Жанр оды имеет длинную историю своего становления. Он зарождается в античности, но в качестве конкретного типа произведения не выделяется. В понятие одического произведения в древности входили гимны, дифирамбы, хвалебные песни в честь богов и т.д. Таким образом, ода в античности – это формальное обозначение жанра, и за разными ее разновидностями была закреплена разная тематика. Особое значение для русской оды как жанра имели опыты Пиндара и Горация.
Как самостоятельный жанр ода формируется в европейской литературе в эпоху классицизма, для которой характерно утверждение патриотического пафоса в национальных литературах и борьба за укрепление государственного могущества. Ода занимает главенствующее место в жанровой иерархии классицизма.
Классицистическую теорию оды разработал французский теоретик Н. Буало. В своем трактате «Поэтическое искусство» автор описывает оду как высокий, возвышенный жанр. Одной из основных жанровых характеристик оды Н. Буало выделяет «лирический беспорядок», заключающийся в отсутствии прямой логической последовательности в развертывании темы. Однако Н. Буало подчеркивает, что в этом кажущемся лирическом беспорядке, обязательно должна присутствовать строгая внутренняя упорядоченность. Теория Н. Буало явилась основным учением о классицистической оде и стала значимой для русских поэтов XVIII века.
Процесс возникновения и развития оды в России, а также своеобразие этого жанра могут быть изучены только с учетом основных этапов развития западноевропейской оды, которая исторически предшествовала русской оде. Так, в XVIII в русской литературе царствовала пиндарическая ода, тогда как
в западноевропейской литературе поэты отдавали предпочтение горацианской оде.
Следует отметить, что тематика горациаских од разнообразна (любовные и дружеские послания), в том числе оды на политические и социальные темы. Основным назначением такого произведения стало воздействие на волю адресата. Горацианская ода содержит волеизъявление, совет автора. В связи с этим оды написаны в форме обращения, послания, лирическая тема в них разворачивается между авторским «я» и «ты» адресата. Горацианская ода лишена помпезности, для нее характерны «пластичность лирически оживленных образов, сжатая выразительность стиля, развивающая во многих словах большое богатство словесной энергии».
Известно, что первые опыты в жанре оды в русской литературе принадлежали А. Кантемиру. Однако тексты произведений поэта сохранились частично.
Эксперименты Кантемира остались незамеченными и не стали достоянием русской литературы XVIII века.
Автором первой оды на русском языке стал В. Тредиаковский. Его «Ода торжественная о сдаче города Гданьска» носила подражательный характер. Сам автор не скрывал тот факт, что при создании своей оды опирался на произведение известного французского поэта и теоретика классицизма Н. Буало «На взятие Намюра».
К своей оде В. Тредиаковский приложил трактат «Рассуждение об оде вообще», в котором поэт знакомит читателей с новым жанром, дает определение оды и характеризует её особенности: «Речь «ода» с греческого есть слово, которое по-нашему значит: песнь. Но в самой вещи: ода есть совокупление многих строф, состоящих из равных, а иногда и неравных стихов, которыми описывается всегда и непременно материя благородная, важная, редко нежная и приятная, в речах весьма пиитических и великолепных» [8, с. 156].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Александрова И. Б. «Вечные» поэтические открытия М.В. Ломоносова / И. Б. Александрова // Русская словесность. – 2003 – №2 – С. 21–29.
2. Бухаркин, П. Е. Одическая поэзия М. В. Ломоносова / П. Е. Бухаркин // Вестник Ленинградского университета. Серия истории, языка и литературы. – 1992. – № 2. – С. 62-69.
3. Гуковский Г. А. Русская литература XVIII века: Учебник для вузов / Г. А. Гуковский. – М.: Аспект Пресс, 1999. – 453 с.
4. Кураш С. Б., Ревуцкий О. И. Учение М. В. Ломоносова о тропах в контексте современных представлений о тропе и троповости // Традиции М.В. Ломоносова и современность. Материалы международной научно-практической конференции. - Гомель: Изд-во Гомельского государственного университета, 2007. - С. 123 - 127.
5. Ломоносов М. В. Письмо о правилах российского стихотворства // Ломоносов М. В. Полное собрание сочинений / АН СССР. ‒ М.; Л., 1950-1983. – Т. 7: Труды по филологии 1739-1758 гг. ‒ М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1952. ‒ С. 7‒18.
6. Ломоносов М.В. Державин Г.Р. Избранное / Вступ. ст. А. М. Пескова; прим. В. Ю. Проскуриной. – М.: Правда, 1984 – 448 с.
7. Серман И.З. Русский классицизм. Поэзия. Драма. Сатира / И. З. Серман. – Л.: Наука, 1973. – 284 с.
8. Тредиаковский В.К. Сочинения и переводы как стихами, так и прозою / В. К. Тредиаковский. ‒ СПб.: Наука, 2009. – С. 151-158.