Фрагмент для ознакомления
2
Важнейшим направлением совершенствования системы охраны здоровья населения является обеспечение граждан РФ доступной, качественной и безопасной медицинской помощью. Возросшие ожидания и потребности пациентов, появление дорогостоящих технологий, сохраняющийся дефицит финансирования, децентрализация управления здравоохранением с перераспределением ответственности за сохранение и укрепление здоровья граждан главным образом на органы управления здравоохранением субъектов РФ определяют необходимость поиска новых механизмов управления качеством медицинской помощи на федеральном, территориальном и муниципальном уровнях. Один из таких действенных механизмов – это система стандартизации в здравоохранении, которая направлена на совершенствование управления отраслью, обеспечение ее целостности за счет единых подходов к планированию, нормированию, лицензированию и сертификации. Это, в свою очередь, должно привести к повышению качества медицинской помощи, рациональному использованию финансовых, материальных, трудовых, информационных ресурсов, оптимизации лечебно-диагностического процесса, интеграции отечественного здравоохранения в мировую медицинскую практику.
Значение английского слова «standart» – установленный образец, которому должны соответствовать другие подобные объекты. Со стандартизацией всегда связывают качество производимого продукта и эффективность процесса его создания. Мировым сообществом признано, что стандартизация необходима для эффективного управления качеством медицинской помощи. В 1992 году Европейское Региональное Бюро ВОЗ дало определение качества медицинской помощи, в соответствии с которым качественной должна считаться медицинская помощь, соответствующая стандартам медицинских технологий, при отсутствии осложнений, возникших в результате лечения, и достижении удовлетворенности пациента.
Медицинские услуги – наиболее сложный объект стандартизации. Необходимость стандартизации медицинских услуг была обусловлена потребностью здравоохранения и систем медицинского 8 страхования. Сложность применения стандартов в здравоохранении выражается в том, что пациент, как правило, не способен оценить качество предлагаемых работ, услуг, препаратов без специальных знаний. Именно поэтому для оценки соответствия медицинской помощи требованиям безопасности необходима выработка четко определенных стандартов качества медицинской помощи. Концепции стандартов или эталонов качества медицинской помощи населению лежат в основе методов анализа качества медицинской помощи. Стандарты могут быть выражены по-разному и иметь достаточное число модификаций в зависимости от того, какие элементы (компоненты, аспекты, параметры и т.д.) системы измеряются, в какой очередности, каким образом, какова взаимосвязь между тем, что измеряется, и тем, что считается адекватным. Стандарты (нормативы, правила) могут быть разработаны как для структуры, так и для процесса и результатов деятельности учреждений здравоохранения. В последние годы в медицине активно внедряются стандарты, соответствующие международным (стандарты ИСО серии 9000/2000; стандарты самооценки организации в соответствии с «Моделью совершенства» Европейского фонда по управлению качеством (EFQM), стандарты оказания медицинской помощи Объединенной международной комиссии (JCI) и т.п.). В процесс стандартизации активно вовлечены законодательная и исполнительная власть, страховые фонды, общественные организации, врачи, при этом их отношение как к процессу, так и к самим стандартам неоднозначно.
История развития стандартизации в российском здравоохранении
История стандартизации насчитывает не одно десятилетие, ее элементы можно встретить в России в период земства (1864–1917 гг.), когда Медицинский совет МВД Российской Империи издавал инструкции для врачей («Наставление о признаках истинной и мнимой смерти», «Наставление врачам при судебном осмотре и вскрытии мертвых тел», «Правила, как поступать при исследовании мертвых тел, когда имеется подозрение на отравление»). Официально в СССР стандартизация началась с 1925 года, когда был создан Комитет стандартизации при Совете труда и обороны. Необходимость в государственном органе по стандартизации объяснялась бурным развитием массового производства, необходимостью наведения порядка в конструкторской и технической документации, нуждами экспорта и пр. Однако с первых лет появления стандартизации в СССР отношение к ней было неоднозначным: с одной стороны, насаждалось уважение к стандартам, с другой – рождался страх перед стандартами и появлялось желание принизить их требования.
Показать больше