Фрагмент для ознакомления
1
Введение
1 Музыкально-дидактические игры: сущность, задачи
2 Примеры музыкально-дидактических игр для развития основ музыкальной грамотности детей младшего школьного возраста
3 Инновационная программа элективного курса «Музыкально-игровая деятельность в начальной школе»
Заключение
Список используемой литературы
Фрагмент для ознакомления
2
Современное образование характеризуется инновационными процессами гуманистической направленности. Главной целью образования сегодня является разностороннее развитие личности обучающегося, раскрытие его неповторимой творческой индивидуальности.
Незаменимую роль в процессе целостного развития личности играет музыкальное искусство; оно является выражением наиболее развитого эстетического сознания, способствует вовлечению человека в разнообразные историко-культурные и социальные связи. Музыкальное воспитание, являясь подсистемой эстетического воспитания, призвано не только дать сумму знаний, но и развить творческую восприимчивость, активность обучающихся, их интуицию, фантазию, умение находить, понимать и ценить прекрасное в различных видах искусствах и окружающей действительности.
Проблема музыкального воспитания детей приобрела в настоящее время особую актуальность и значимость. Она рассматривается в музыкальной педагогике как неотъемлемая часть духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. В.А. Сухомлинский, выдающийся советский педагог, говорил о музыке как о могучем средстве эстетического воспитания: «Умение слушать и понимать музыку – один из элементарных признаков эстетической культуры, без этого невозможно представить полноценного воспитания»
Музыкальное воспитание в отечественной педагогике представлена не как доступная только для одарённых детей сфера, а как составная часть воспитательной работы с подрастающим поколением, необходимый элемент гармоничного развития личности. Итогом такой деятельности является формирование музыкальной культуры как части духовной культуры личности.
Целью данной работы является рассмотрение видов музыкально-дидактических игр, их целей и задач.
1 Музыкально-дидактические игры: сущность, задачи
Ф. Шиллер рассматривал игру как один из мощных факторов формирования мировоззрения человеческой личности и утверждал, что человек в игре и посредством игры творит себя и мир, в котором живет, что человеком можно стать, только играя.
Игра является познавательной, творческой по своей направленности деятельностью, интегрирующей многие достижения психического развития ребенка. Влияние игры испытывает каждый, начиная с момента рождения, она таит в себе большой воспитательный, общеразвивающий потенциал.
Игра в детском возрасте – не только форма организации детской жизни (А.П. Усова), ведущая деятельность в развитии ребенка (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин), но и активный способ усвоения (присвоения) ребенком социального опыта, его преобразования и обобщения в деятельности. Игра является познавательной, творческой по своей направленности деятельностью, интегрирующей многие достижения психического развития ребенка. В играх дети осуществляют своеобразное моделирование социальных отношений между людьми – ориентировка в содержательных, общественных смыслах деятельности взрослых.
Игра вводит ребёнка в жизнь, в общение с природой, с окружающими, способствуя приобретению знаний. Игровые технологии адекватны природе искусства и природе детства. Этим объясняется роль игры в художественно-эстетическом развитии детей младшего школьного возраста.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1) Вдовенко А.Н., Гладких З.И. Пути применения игровых технологий во внеурочной музыкальной деятельности в начальной школе// МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА, ПЕДАГОГИКА И ОБРАЗОВАНИЕ. Материалы VII Всероссийского с международным участием научного студенческого форума факультета искусств и арт-педагогики. Курск, 2021. С. 151-156
2) Вдовенко А.Н. Игра как средство развития музыкальной грамотности обучающихся младшего школьного возраста// Музыкальная культура, педагогика и образование: Сборник материалов шестого всероссийского с международным участием научного студенческого форума факультета искусств. 5 декабря 2019 года / Главный редактор – М.Л. Космовская. Редколлегия: З.И. Гладких, Д.В. Драганова, О.М. Молодых, С.Е. Радченко, М.Ф. Рудзик. Курск: Изд. Курск. гос. ун-та, 2020. С. 82-90
3) Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика; 1991. 480 с.
4) Гладких З.И. Гуманистический потенциал художественно-психологических открытий Л.С. Выготского // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2016. № 4 (40)
5) Красавина Е. С., Путешествие в Музыкальное Королевство : открытое занятие для детей подготовительной к школе группы // Музыкальный руководитель. — 2020. — № 2. — С. 8-15
6) Птицына М.И., Рахимбаева И.Э. Музыкальное воспитание детей на основе аксиологического подхода//РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА. Материалы VII международной научно-практической конференции студентов, бакалавров, магистрантов и молодых учёных. Под общей редакцией Ю.Ю. Андреевой, И.Э. Рахимбаевой. 2020. С. 141-148
7) Сухомлинский В.А. О воспитании. М.: Политиздат, 1975. 320 с