Фрагмент для ознакомления
2
1. Понятие и сущность механизма преступного поведения
Для науки криминологии важным вопросом является понимание не только причин и условий, способствующих совершению преступлений, но и самого механизма формирования преступного поведения личности. Необходимо понимать, какие события предшествовали совершению преступления, какие факторы поспособствовали реализации преступного деяния, а также выяснить была ли возможность предупредить преступное поведение 1, с. 85.
Для того чтобы проанализировать выявленную проблему, необходимо разобраться с понятийным аппаратом исследуемого вопроса. Согласно мнению Ю. М. Антонян, говоря о человеческом поведении, понятие «механизм» в криминологии может использоваться только условно, так как криминология изучает механизм преступного поведения, то есть в рамках специфики своей отрасли знания 4, с. 150.
Понятие «механизм» в данной сфере используется для обоснования детерминации и генезиса поведения лиц, совершивших преступление или потенциально способных его совершить.
В связи с вышеизложенным можно сделать вывод, что механизм, в общем понимании, - это система определенных элементов, которые взаимодействуют между собой, и порождают свойственные для этой системы действия и явления. В рамках криминологии элементами этой системы являются личностные характеристики и индивидуальные особенности лица и конкретная жизненная ситуация, которая способствовала совершению преступления.
Любое преступление является выражением человеческой деятельности. Деятельность человека формируется из определенных компонентов, которые взаимосвязаны между собой и располагаются в следующем порядке: рефлекс – ответная реакция организма на воздействие; движение – представляет
собой совокупность рефлексов; действие – является совокупностью движений; поведение определяется совокупностью согласованных действий.
Результатом данной цепочки является деятельность человека, которая представляет собой процесс активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект целенаправленно воздействует на объект, удовлетворяя свои потребности и достигая поставленной цели.
По словам Ю.М. Антоняна, поведение – это отдельные действия (бездействия) или цепь действий, а также образ жизни человека, в которых проявляется его активность и линия мотивации, которые обусловлены природными задатками, воспитанием и социализацией в целом, реализуясь во взаимодействии с конкретными жизненными ситуациями 4, с. 155.
Сущностью преступного поведения является то, что оно противоречит существующим общественным отношениям, нравственным и моральным нормам принятым в обществе, а также то, что оно способно причинить вред охраняемым законом правам и интересам граждан, общества и государства.
Можно сказать, что преступное поведение формируется по аналогии с правомерным, содержит по форме те же психологические элементы, однако в результате дефекта социализации личности, на этапе воспитания или обучения, имеет иное социальное мировоззренческое содержание, отклоняющиеся от нормы в сторону социальной нежелательности.
Существуют различные точки зрения по поводу определения понятия преступного поведения и преступления. Одна группа авторов полагает, что данные понятия соотносятся как общее и частное, однако в данном вопросе мнение Ю.М. Антоняна представляется наиболее целесообразным. Согласно его точке зрения оба термина подразумевают одно и то же явление социальной жизни. Разница между ними состоит лишь в том, что первый описывает и оценивает его с правовых, а второй с криминологических позиций. В сущности данные понятие являются синонимичными .
Таким образом, преступное поведение человека представляет собой процесс, который включает не только сами действия, изменяющие внешнюю
среду но и предшествующие им психологические явления и процессы, которые определяют генезис противоправного поведения.
Одним из главных вопросов изучения преступного поведения является анализ его механизма, так как именно в нем происходит зарождение преступного поведения. Начнем с того, что активность любого живого организма, в том числе и человека, определяется его потребностями. Потребности в своей сущности человеком не осознаваемы, они определяются биологически и не могут по определению быть преступными. Например, потребность в еде, воде, воздухе, жилище и так далее. После появления потребности возникает мотив, то есть побуждение к определенному поведению. В силу наличия распространенного заблуждения мотив есть у каждого преступления, но нет ни одного преступного мотива 6, с. 172.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Афанасьев О.Р., Гончарова М.В., Шиян В.И. – Криминология: учебник и практикум для вузов Москва: Издеательство Юрайт 2022. С. 360
2. Афанасьева О.Р., Гончарова М.В., Шиян В.И. Криминология: Учебник и практикум. – М., 2019. – 360 с.
3. Афанасьева О.Р., Гончарова М.В., Шиян В.И. Криминология и предупреждение преступлений. Учебник и практикум для СПО. - М.: Юрайт, 2019. - 360 с.
4. Антонян Ю.М. Мотивация преступного поведения: монография/ Ю.М. Антонян – М., 2018. - 376 с.
5. Глазырин Ф.В., Шиханцев Г.Г. Практикум по судебной психологии.- М.: Изд-во БГУ им. В.И. Ленина, 2018. - 160 c.
6. Круть О.В. Мотивация, мотив и цель преступления: соотношение понятий // Вестник института экономических исследований. - 2017. - № 3 (7). - С. 172-177 (дата обращения 28.10.2023)
7. Кудрявцев, В.Н. Борьба мотивов в преступном поведении: монография / В.Н. Кудрявцев. М.: Норма, 2019. 128 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/982062 (дата обращения 28.10.2023)
8. Лисица А. А., Шищенко Е. А. Соучастие в преступлении: проблемы квалификации и законодательного применения. 2017 С. 265
9. Моргунов С.В. Роль психологических детерминантов в генезисе рецидивной преступности // Юридическая наука и правоохранительная практика. - 2018. - № 2(44). - С. 87-93.
10. Романов В.В. Юридическая психология. Учебное пособие. - М.: Юрайт, 2019. - 170 с.
11. Сотникова С.С. Взаимодействие социальных и биологических факторов в личности преступника научный журнал .2020 С.99