Фрагмент для ознакомления
1
1. Принципы консультативной работы…………………………………………..3
2. Этапы проведения консультации с клиентом…………………………………4
3. Основные техники и приемы консультирования……………………………..5
3.1. Построение консультативного анализа……………………………………...8
3.2. Приемы активного слушания………………………………………………...9
3.3. Особенности постановки вопросов в консультировании…………..……..10
3.4. Работа с эмоциями и переживаниями клиента……………………………..11
3.5. Работа с «Я-концепцией» клиента………………………………………….13
3.6. Метод интерпретации в консультировании………………………………..14
3.7. Приемы воздействия на клиента на коррекционном этапе работы………15
4. Карта-схема приема клиента во время психологической консультации…..18
5. Составление контракта для работы с клиентом……………………………..19
Список литературы………………………………………………………………2
Фрагмент для ознакомления
2
При работе с клиентом на психолога накладывается ряд ограничений, обеспечивающих эффективность и корректность его работы:
Большую часть времени, не считая приветственной речи и подведения итогов, должен говорить именно клиент. Комментарии, интерпретации, замечания и реплики психолога в целом, по возможности, должны быть компактными, краткими и относительно редкими;
Речь психолога должно быть максимально приближена к естественной речи клиента. Стоит исключать слова и выражения, которые клиент не понимает или не может однозначно интерпретировать;
Консультанту необходимо обращать внимание на характерные слова (выражения) и форму построения речи чтобы использовать их при работе с конкретным клиентом;
Консультанту стоит высказываться кратко, просто, точно и содержательно, без использования витиеватых и метафорических выражений для лучшего понимания и усвоения враз консультанта клиентом;
При построении диалога с клиентом необходимо избегать длительных объяснении в отношении обоснованности задаваемых вопросов и высказываний, не требовать от клиента документальной точности происходящих событий;
Не переходить на общие темы и рассуждения в общении с клиентом, а концентрироваться непосредственно о нужных и важных для клиентов вещах.
В своей работе, даже не смотря на уровень профессионализма психолог может допустить ряд ошибок, влияющих не только на клиента, но на консультанта:
1. Ошибка присоединения – ограничение консультантом свободы выбора клиента в принятии решений из-за собственных мотивов и личностных проблем;
2. Ошибка диагностики происходит из-за невнимательности психолога в процессе сбора информации или формулирования гипотезы;
3. Тактические ошибки возникают из-за отсутствия у консультанта четкой концептуальной базы причин возникновения у клиента проблемной ситуации, неумения планировать работу и прогнозировать её;
4. Сопротивление консультации – возникает у клиента как защитный механизм, препятствующих консультированию и терапии;
5. Перенос – наиболее распространенная ошибка, когда клиент «переносит» отношение к какому-то значимому лицу из своей жизни на психолога;
6. Контрперенос – когда консультант «переносит» отношение к какому-то значимому лицу из своей жизни на клиента.
3.1. Построение консультативного анализа
Консультативный анализ – специфическая форма конструктивного общения в психологическом пространстве психолога и консультанта во время сессии, организуемая для эффективной работы с запросом и обозначенной проблемой клиента. Эффективность данного метода зависит от двух факторов: желания и намерения клиента, грамотного и деликатного профессионального действия психолога.
Чтобы обозначить консультативный анализ как отдельный метод ведения консультативной сессии необходимо применять следующие приёмы:
1) Присоединение к переживанию клиента – демонстрация положительного принятия клиента в независимости от его личностных характеристик, тяжести и глубины проблемы, характера описываемых проступков и пр.
2) Поощрение, одобрение и успокаивание – используются как средства вербальных и невербальных средств психологической поддержки клиента, способствующих развитию разговора, снятию напряжения и психологических защит клиента;
3) Уяснение базовых элементов картины мира – психологу-консультанту важно сориентироваться в том, как клиент взаимодействует с окружающей средой, своим социальным окружением, какие у него ценности и жизненные приоритеты, как позиционирует себя в обществе и какие социальные роли принимает на себя, его позиции во взаимоотношении с миром.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Логинова Л.И. Психологическое консультирование в образовательных учреждениях. [Электронный ресурс]. СПб.: Институт специальной педагогики и психологии. 2011.
2. Минуллина А.Ф., Солобутина М.М. С60 Основы психологического консультирования: Методическое пособие.- Казань: ТГГПУ, 2007.- 329с.: ил.
3. Пахальян, В. Э. Личностно-ориентированное консультирование в образовании : материалы к организации и проведению учебных занятий / В. Э. Пахальян. — 2-е изд. — Саратов : Вузовское образование, 2018. — 288 c. — ISBN 978-5-4487-0251-8. — Текст : электронный
4. Пахальян В.Э. Психологическое консультирование: учеб. пособие. Саратов: Вузовское образование, 2015.
5. Сапогова Е.Е. Консультативная психология: учеб. пособие для студ. ыысш. учеб. заведений / Е.Е. Сапогова. – М. : Издательский центр «Академия», 2008, - 352 с.