Фрагмент для ознакомления
2
Таким образом, валовая прибыль является емким информативным показателем. Валовая (балансовая) прибыль характеризует конечный финансовый результат хозяйственной деятельности и представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации товаров, операционных доходов и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) характеризует чистый доход, созданный на предприятии. Остальные элементы валовой прибыли отражают в основном перераспределение ранее созданных доходов.
В экономическом анализе также применяются следующие показатели прибыли.
Налогооблагаемая прибыль представляет собой прибыль, подлежащую налогообложению по установленной ставке. При этом облагаемая налогом прибыль уменьшается на сумму исчисленного налога на недвижимость и льготируемую величину прибыли.
Чистая (нераспределенная) прибыль - это та прибыль, которая остается в распоряжении организации после уплаты всех налогов. [2, с. 113] Чистая прибыль может быть вычислена по следующей формуле:
ЧП=ВП-НП, (2)
где ЧП – чистая прибыль предприятия, руб.;
ВП – валовая прибыль, руб;
НП – налог на прибыль, руб.
Естественно, что все торговые предприятия заинтересованы получить как можно более высокий процент чистой прибыли.
Основные направления использования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, определяется его учредительными документами, в которых должно быть указано, какие фонды и в каких размерах создаются на предприятии за счет чистой прибыли и на какие цели они направляются.
В общем виде прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, распределяется на фонды накопления, потребления и резервный фонд.
По экономическому содержанию фонды — это чистая прибыль отчетного года либо прошлых лет, распределенная по фондам для ее целевого использования: на приобретение новой техники (фонд накопления); на мероприятия социальной направленности, на материальное поощрение (фонд потребления) и т.д.
В конечном итоге цель анализа распределения прибыли – установить, насколько рационально распределяется и используется прибыль с позиции самовозрастания (самоокупаемости) капитала и самофинансирования предприятия.
Из изложенного можно сделать вывод, что анализ хозяйственной деятельности не может обойтись без изучения такого показателя, как прибыль. Она отражает эффективность работы торгового предприятия, показывает перспективы развития его в ближайшем будущем. Своевременный расчет и анализ прибыли приведет к ее максимизации, в будущем к стабильному росту и развитию предприятия, сокращению издержек обращения и увеличению темпов развития.
Оценить эффективность функционирования торговых предприятий, провести сравнительный анализ невозможно исходя только из абсолютной величины полученной прибыли, поэтому для оценки используют ее относительную величину, определяемую показателями рентабельности.
При вычислении рентабельности используется различные показатели прибыли (чистая прибыль, прибыль от реализации товаров, работ, услуг). Показатели рентабельности позволяют не только выявить общую эффективность работы предприятия, но и оценить различные стороны его деятельности.
Существует множество показателей рентабельности, главным из которых является рентабельность оборота
Данный показатель рассчитывается по формуле
〖 R〗_об=(П×100)/Т, (3)
где П — сумма прибыли (валовой или чистой),
Т — объем товарооборота (без НДС).
Данный показатель характеризует величину прибыли на каждый рубль товарооборота.
Рентабельность основных средств – отношение прибыли к средней за период стоимости основных средств (первоначальной или восстановительной):
〖 R〗_ОсС=П/ОсС×100, (4)
Показатель характеризует величину прибыли, приходящуюся на один рубль основных средств.
Рентабельность оборотных средств – отношение прибыли к средней за период стоимости оборотных средств:
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абдукаримов, И. Т. Анализ финансового состояния и финансовых результатов предпринимательских структур : учеб. пособие / И.Т. Абдукаримов, М.В. Беспалов. – Москва : ИНФРА-М, 2022. – 214 с.
2. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия : учебник / под ред. А.П. Гарнова. – Москва : ИНФРА-М, 2022. – 366 с.
3. Григорьева, Т. И. Финансовый анализ для менеджеров: оценка, прогноз : учебник для вузов / Т. И. Григорьева. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 486 с.
4. Дудник, Д. В. Основы финансового анализа : учебное пособие / Д. В. Дудник, М. Л. Шер. – Москва : РГУП, 2020. – 232 с.
5. Чернышева, Ю. Г. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия (организации) : учебник / Ю.Г. Чернышева. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 421 с.
6. Шадрина, Г. В. Управленческий и финансовый анализ : учебник и практикум для вузов / Г. В. Шадрина. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 316 с.
7. Шеремет, А. Д. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций : практическое пособие / А.Д. Шеремет, Е.В. Негашев. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 208 с.