Фрагмент для ознакомления
1
Введение ........................................................................................................... 2 Глава 1. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, посредством аппликации .................................................................. 4 1.1.Формирование творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности ............................................................ 4 1.2.Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе аппликации ..................................................................................... 9 Глава 2. Развитие творческих способностей у дошкольников посредством аппликации ..................................................................................................... 22 2.1.Практические аспекты развития творческих способностей у дошкольников посредством аппликации ................................................................................ 22 2.2.Конспект занятия аппликация с элементами рисования "Весёлые медузы" для старшей группы........................................................................................ 28 Заключение ..................................................................................................... 30 Список литературы......................................................................................... 32
Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, посредством аппликации
1.1. Формирование творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности
В XXI веке особую актуальность приобретают проблемы формирование творческих способностей у детей, позволяющих им в дальнейшем самостоятельно пополнять и корректировать свои знания, умения и навыки, ориентироваться в потоке информации, приспосабливать свои возможности и способности к потребностям общества. С каждым годом увеличивается интерес ученых и педагогов в разных сферах образования к творческим способностям детей дошкольного возраста, так как именно этот возраст является приоритетным в воспитании, образовании и развитии гармоничной личности. С годами у ребенка происходит ориентация на развитие духовности, самореализации, самовыражения и формируются мироощущения, необходимые в последующей жизни.
В данное время одной из проблем в образовании, воспитании и развитии детей старшего дошкольного возраста отводится формированию творческих способностей. Творчество характеризуется в продуктивная деятельность, в которой наблюдается восхождение от более простых форм к более сложным. Данный вид деятельности является наиболее эффективны в решении поставленной проблемы. Именно здесь формируются творческие способности, которые достигаются путем настойчивости и достижения поставленной цели. Дошкольник, преодолевая трудности в данном виде деятельности, учится контролировать себя и достигать качественного результата. Это подтверждают труды великих ученых, таких как: И.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, И.А. Лыкова, Б.М. Неменский, Н.М. Сокольникова и Е.А. Флерина [1-7].
Творческие способности есть у каждого человека. Это индивидуально психологические особенности, отличающиеся одного человека от другого. От того на сколько они будут сформированы, зависит творческий потенциал
нашего общества. Формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический смысл, но и практический.
Творческие способности - это способности человека принимать творческие решения, понимать, принимать и создавать принципиально новые идеи. В повседневной жизни творческие способности проявляются как смекалка - способность достигать цели, находить выход из любой ситуации [6].
Педагогическое определение творческих способностей дано в педагогической энциклопедии, где В.В. Давыдов определяет их как «способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки и проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность» [15].
Формирование творческих способностей - целенаправленный процесс развития творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности. Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы.
Формирование творческих способностей является неотделимой частью общественной жизни. Они выражают внутренний мир ребенка, который не только познает, но и в свою очередь показывает свое видение и понимание окружающего мира. Творческие способности помогают в дальнейшей жизни решать и бороться с трудностями. В современном обществе, в веке новейших технологий, мир нуждается в творческих личностях, готовых раскрывать и реализовывать свои способности, видеть новые пути решений в обычных стандартных ситуациях.
В данное время проблема формирования творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста актуальна для педагогов. Творчество и
ребенок - это две неотъемлемые составляющие процесса развития и воспитания личности. Формирование творческих способностей направлено на создание нового и на взаимосвязь с эмоциями, которые испытывает ребенок.
Старший дошкольный возраст - это наиболее благоприятный период для формирования творческих способностей детей. В этом возрасте зрительное восприятие становится ведущим при ознакомлении с окружающим, возрастают целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия, устанавливаются взаимосвязи восприятия с речью и мышлением, и, как следствие, восприятие становится обдуманным.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Авагян, М. С. Формы, методы и средства формирования коммуникативной компетенции дошкольников в процессе сотрудничества / М. С. Авагян // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - - № 59. - С. 13-22. - Текст: электронный. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25085407
2. Акчурина-Муфтиева Н.М. Развитие детского творческого конструирования из бумаги/ Н.М. Акчурина-Муфтиева. - Симферополь, Крымучпедгиз, 2003. - 65с.
3. Аллабердиева, К.Х. Особенности развития творческих способностей в дошкольном возрасте / К.Х. Аллабердиева // Вопросы педагогики. - 2019. - №. 4-2. - С. 19-22
4. Амуленко И. А. Аппликация. Новые идеи. - М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2018 с.: цв. вкл. -16 с.
5. Бабаева, Т. И. Как развивать взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду. Игровые ситуации, игры, этюды: учеб.-метод. Пособие / Бабаева Т. И., Римашевская Л. С. — СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2022. — 224 с.
6. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - М.: Перспектива, 2020. - 125 с.
7. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности.-М: 2023, - 344 с.
8. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Г.Г. Григорьева. - М.: Академия, 2000. - 344 с.
9. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/Г.Г. Григорьева. -М.: Наука, 2009. - 190 с.
10. Гульянц Э.К. Что можно сделать из природного материала/Э.К. Гульянц. -М.: Просвещение, 2010. - 185 с.
11. Гусакова М.А. Аппликация/М.А. Гусакова. -М.: Педагогика, 2009. - 187 с.
12. Дядинчук Т. Г. Познавательный интерес как средство обучения старших дошкольников // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 954-956.
13. Евсеева М. А. Развитие творческих способностей дошкольников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 46. - С. 126-128. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76395.htm.
14. Ермолаева-Томина Л. Б. Психология художественного творчества: учеб. пособие. М.: Академический проект, 2023. 304 с.
15. Зайцева И. А. Формирование познавательного интереса к учению как способ развития креативных способностей личности / И. А. Зайцева. - Ноябрьск, 2015. - 200 с.
16. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2012. - 803 с.
17. Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество. - М.: Просвещение, 2002.
18. Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений/Н.В. Квач. -М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 2012. - 210 с.
19. Комарова Т.С. Детское художественное творчество/Т.С. Комарова. - М.: Мозаика-Синтез, 2009. - 326 с.
20. Комарова Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду: обучение и творчество/ Т.С. Комарова. - М.: Педагогика, 2022. -144 с.
21. Кондратьева Н. В. Сущность понятия «творческие способности» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - № 9 (сентябрь). - С. 106-110.
22. Корчикова О. В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях (серия «Мир вашего ребенка»). - Ростов Н/Д: Феникс, 2002.
23. Котова, С. А. О необходимости использования технологий сотрудничества в дошкольном образовании / С. А. Котова // Инновации в науке. - 2022. - №
7. - С. 51-55.
24. Логинова В.И. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/Логинова В.И., Бабаева Т.И., Ноткина Н.А. -М.: Детство-Пресс. 2018. - 224 с.
25. Малышева А. Н., Ермолаева Н. В. Аппликация в детском саду.- Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2022. — 144 с.
26. Малышева А.Н. Аппликация в детском саду / А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаева. - М.: Академия развития, 2014. - 144 с.
27. Мелькумова, Н.А. Аппликация как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста / Н.А. Мелькумова // Молодой ученый. - 2015. - № 3 (83). - С. 808-813
28. Насурлаева, Н.А. Развитие творческих способностей дошкольного возраста посредством нетрадиционной аппликации / Н.А. Насурлаева // Научный поиск. - 2014. - №. 2.8. - С. 32-49
29. Павлова, О.А. Эмпирический подход в познании геометрических свойств объектов окружающего мира детьми дошкольного и младшего школьного возраста / О.А. Павлова, А.В. Лыфенко, Н.И. Чиркова // Гуманизация образования. - 2016. - №1. - С. 10-15
30. Парамонова Л. А. Специфика детского творчества и его формирования: теоретические основы // Ребенок - исследователь, деятель, творец: опыт организации «специфически детских видов деятельности»: материалы междунар. науч. -практ. конф. (г Москва, 24-26 апреля). М.: МПГУ, 2018. С. 12-18.
31. Рогозина В. Педагогические условия развития творческих способностей на занятии / В. Рогозина // Воспитание дошкольников. - 2017. - № 4. - С. 28-30.
32. Рубцова, Е.С. Рисование объёмными красками как средство развития познавательной активности старших дошкольников / Е.С. Рубцова, А.В. Петровичева, Н.И. Чиркова Н.И. // Журнал педагогических исследований. 2020. - Т. 5. - № 2. - С. 24-30.
33. Удина, Е.Н. Диагностическая методика по определению аппликационных умений и навыков у детей дошкольного возраста / Е.Н. Удина // Молодой ученый. - 2017. - № 15 (149). - С. 645-650. - URL: https://moluch.ru/archive/149/41986/
34. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: [утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155]. М., 2013.
35. Федорова Е. П., Семина М. В. Образовательное пространство как психолого-педагогический феномен // Вестник академии права и управления. 2017. № 3. С. 155-160.
36. Ценёва, М.А. Теории и технологии художественного развития детей дошкольного возраста / М.А. Ценева. - Тольятти: Изд-во ТГУ, 2015. - С. 22-29