Фрагмент для ознакомления
2
1. Типы темперамента и их характеристика
Под темпераментом понимают индивидуальные свойства психики, которые
определяют динамику психической деятельности человека и одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и в своей взаимной связи характеризуют тип темперамента. Конкретные проявления типа темперамента многообразны. Они не только заметны во внешней манере поведения, но проявляются во всех сторонах психики, существенно выделяясь в познавательной деятельности, сфере чувств, побуждениях и действиях человека, а также в характере умственной работы, особенностях речи и т.п.
В настоящее время наука располагает достаточным количеством фактов, чтобы дать полную психологическую характеристику всех типов темперамента по определенной стройной программе. Однако для составления психологических характеристик традиционных 4 типов обычно выделяются следующие основные свойства темперамента:
Сензитивность- определяется тем,какаянаименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения какой-либо психической реакции человека, и какова скорость возникновения этой реакции.
Реактивность -означает степень непроизвольности реакций на внешние или
внутренние воздействия одинаковой силы (критическое замечание, обидное слово, резкий тон — даже звук).
Активность- означает то, насколько интенсивно (энергично) человек может воздействовать на внешний мир и преодолевать трудности в достижении поставленных целей (настойчивость, целенаправленность, сосредоточение внимания).
2
Пластичность и ригидность указывают на то, насколько легко человек может
приспособиться к внешним воздействиям или насколько сложно, однообразно его поведение.
Скорость реакций характеризует скорость различных психических реакций и процессов, темп речи, динамику жестов, быстроту ума.
Экстраверсия, интроверсия определяет, от чего зависят реакции и деятельность человека — от внешних событий, происходящих в определенный момент, или от образов, идей и мыслей, связанных с прошлыми событиями.
На эмоциональную возбудимость указывает сила воздействия, необходимая для
возникновения эмоциональной реакции, и с какой скоростью она протекает.
Учитывая все перечисленные свойства, Я. Стреляу дает следующие
психологические характеристики основных классических типов темперамента:
1. Сангвиник. Человек с повышенной реактивностью, но при этом активность и реактивность у него находятся на одном уровне. Имеет высокий порог чувствительности, поэтому он не замечает очень слабых звуков и световых раздражителей. Обладая повышенной активностью и будучи энергичным и работоспособным, он быстро осваивает новые занятия и может долго работать, не утомляясь. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость, быстрый темп речи, быстрое включение в новую деятельность. Высокая пластичность проявляется в изменчивости чувств, настроений, интересов и стремлений.
2. Холерик. Как сангвиник отличается низким уровнем чувствительности,
высокой реактивностью и активностью. Но у холерика, в отличии от сангвиника реактивность явно преобладает над активностью. Он менее пластичен и более
3
3 Понятия способностей, навыков, интеллекта
Способности – это индивидуальные особенности личности, которые являются факторами успешного выполнения какой-либо одной или нескольких деятельностей. Структура каждой способности отличается значительной сложностью, состоит из комплекса качеств, как ведущих, таки вспомогательных, общих и специальных. В структуре способностей выделяют:
1. Природные (или естественные) способности. Они биологически обусловлены, связанны с врожденными задатками, и формируются на их снове, при наличии элементарного опыта через механизмы наученияа условно-рефлекторных связей.
2. Специфические способности, имеют общественно-историческое происхождение и взаимодействие с социальной средой, которые в свою очередь делятся на две их основные категории - общие и специальные способности: аа
Проблема определения способностей заключена в сложности
операционализации этого понятия. Во-первых, выделение двух видов 8
способностей предполагает разные подходы к их диагностике. Наиболее
сложным для диагностирования предстает тип общих способностей. Для диагностики и общих, и специальных используются тесты. Первый вид диагностируется с помощью тестов интеллекта, второй – тестов на креативность.
Интеллект как познавательная деятельность человека включает в себя уже приобретенный опыт (знания) и способность к дальнейшему его приобретению и применению на практике. Интеллект обобщает все познавательные процессы: мышление, внимание, память и, не являясь самостоятельной функцией или тем более ограниченным от других психическим процессом, не может рассматриваться с должной полнотой.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Банцхаф, Хайо Карты не лгут. Природа темперамента (комплект из 2 книг) /
Хайо Банцхаф. - М.: ИГ "Весь", 2017. - 452 c
2. Гоникман, Э. И. К учению о темпераментах. Расширенный взгляд / Э.И.
Гоникман. - М.: Велигор, 2013. - 224 c.
3. Литвак, М. Е. Как узнать и изменить свою судьбу. Способности, темперамент,
характер / М.Е. Литвак. - М.: Феникс, 2018. - 384 c.
4. Маклаков, А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2000. - 592 с.
5. Cлободская, Е. Р. Личность и темперамент в процессе развития / Е. Р.Слободская // Методологические проблемы современной психологии: иллюзии и реальностью
12
Сибирский психологический форум. Материалы форума 16-18 сентября 2004. -
Томск, 2004. - С. 828-834.
6. Статья
Орловой, Н. В. Психофизиологические условия развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста / Н. В. Орлова. — Текст : непосредственный//Молодойученый. —2020. —№6(296). —С. 214-219. —URL: https://moluch.ru/archive/296/67190/
7. Шкуратова, И. П. Психология личности: Методическое пособие/ И. П. Шкуратова. - Ростов н/ Д, 2016. - 52 с.
8. Статья
М.В. Чихачёва. формирование характера в психологии./ М.В. Чихачёв- 2015- УДК 159.9-URL/ https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-strukture-haraktera/