Фрагмент для ознакомления
1
Задача 1. .......................................................................................................................................... 3
Задача 2. ........................................................................................................................................ 11
Задача 3. ........................................................................................................................................ 12
Список использованных источников и литературы ................................................................. 13
Фрагмент для ознакомления
2
Осуществляя несение службы по охране общественного порядка, сотрудники полиции попросили предъявить документ, удостоверяющий личность у проходящего мимо гражданина.
После того, как у гражданина не оказалось при себе таких документов, они задержали его и доставили в дежурную часть отдела полиции №4 (дислокация Мотовилихинского района) УВД г.Перми в 18 часов для установления личности. В 23 часа после установления личности гражданин был освобождён.
Правильны ли действия сотрудников полиции? Какие существуют основания и порядок административного задержания?
Ответ.
В соответствии со пп.2 п.1 ст.13 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ "О полиции"1, сотрудники полиции имеют право проверять документы, удостоверяющие личность гражданина, если имеются данные, дающие основание подозревать его в совершении уголовного преступления или нахождении в розыске.
Согласно п.1 ст.27.5 КоАП РФ2 продолжительность административного задержания не может превышать трех часов. Срок административного задержания исчисляется с момента доставления.
Таким образом, сотрудники полиции не имели права задерживать граждана более чем на три часа.
Основания и порядок административного задержания.
Задержание является традиционной мерой административного принуждения, имеющей целью не только пресечение совершающегося правонарушения, но и обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения вынесенного постановления.
Конечной целью применения любой меры административного пресечения являются как обеспечение общественной безопасности, так и защита прав и законных интересов граждан, юридических лиц и государства в целом.
Административное задержание является вынужденной мерой государственного принуждения, выступающей в качестве реакции должностного лица на возникшее административное правонарушение. При этом административное задержание может применяться лишь в исключительных случаях, поскольку посредством применения
данной меры происходит существенное ограничение конституционного права гражданина на свободу передвижения.
Административное задержание - это самостоятельная мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Оно представляет собой кратковременное ограничение свободы лица и применяется в исключительных случаях. Целью административного задержания является обеспечение правильного и своевременного рассмотрения дел об административных правонарушениях и исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях. К общим задачам относятся пресечение административных правонарушений, выявление нарушителей, составление протоколов об административных правонарушениях при невозможности их составления по месту обнаружения административного правонарушения, выяснение обстоятельств административного правонарушения1.
Неотъемлемые права свободы и личности гарантируются ч.1 ст.22 Конституции РФ. Поскольку административное задержание направлено на ограничение этих прав, его применение строго регламентировано КоАП РФ:
Во-первых, административное задержание может применяться к физическим лицам в исключительных случаях только при наличии достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Во-вторых, по общему правилу административное задержание может быть применен к физическим лицам при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусматривающем административное задержание как одну из мер административного наказания.
В-третьих, несмотря на положения об административном задержании как одной из мер административного наказания, административные правонарушения, нарушающие установленный режим государственной границы Российской Федерации и порядок пребывания на территории Российской Федерации, административные правонарушения, совершенные во внутренних морских водах, территориальных водах, на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также дела о нарушении таможенных правил в производстве. Такие меры могут применяться в ходе производства по делу.
В-четвертых, административное задержание вправе осуществлять должностные лица строго определенного административного органа. Перечень таких лиц несколько отличается от тех, кто имеет право на экстрадицию. В то же время должностные лица органов внутренних дел (милиции) могут применять административное задержание по
ходатайству должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, но об этом в ст.27.3 КоАП РФ не говорится. Это объясняется тем, что последние не наделены Конституцией РФ и федеральным законодательством полномочиями по ограничению прав и свобод человека и гражданина. Конкретный перечень должностных лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание, разрабатывается соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 19.10.2023) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.
2. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "О полиции" // Собрание законодательства РФ, 14.02.2011, № 7, ст. 900.
3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" // Бюллетень Верховного Суда РФ, № 2, февраль, 2019
4. Губарева Т.И. Административное задержание: некоторые проблемы правоприменения // Административное право и процесс. 2023. N 5. С. 48 - 50.
5. Изаксон, Р. А. Административное задержание как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях / Р. А. Изаксон, К. В. Смирнова // Научный дайджест Восточно-Сибирского института МВД России. – 2019. – № 2(2). – С. 100-103.
6. Керамова, С. Н. Административное задержание как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях / С. Н. Керамова // Закон и право. – 2021. – № 10. – С. 209-211.
7. Товарищтай, Д. И. Административное задержание как мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении / Д. И. Товарищтай // Инновационное развитие. – 2017. – № 5(10). – С. 90-92.