Фрагмент для ознакомления
2
ДИДАКТИКА – теория образования и обучения, отрасль педагогики.
Источник: Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: И; М.: Издательский центр «Академия», 2000. 176 с.
ДОШКОЛЬНАЯ ДИДАКТИКА – это отрасль общей дидактики. В ней содержится теоретическое обоснование цели обучения дошкольников, представлено содержание, формы, методы, средства обучения, обеспечивающие целостное развитие личности ребенка и подготовку к школе.
Источник: Терминология современного дошкольного образования: учебно-методическое пособие / под общей редакцией И.Э. Куликовской. – М.: Вузовская книга, 2014. – 216 с.
ЦЕЛЬ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Источник: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "Об образовании в Российской Федерации" (статья 64, пункт 1).
СОДЕРЖАНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – содержание программы дошкольного образования должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее — образовательные области): социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие;
Источник: Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 08.11.2022) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (п.2.6)
ПРИНЦИПЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ –
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничество Организации с семьей;
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
9) учет этнокультурной ситуации развития детей.
Источник: Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 08.11.2022) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (п.1.4)
ОБРАЗОВАНИЕ – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов (ФЗ-273, ст. 2)
Источник: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "Об образовании в Российской Федерации" (статья 2, пункт 1).
ОБУЧЕНИЕ – целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.
Источник: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "Об образовании в Российской Федерации" (статья 2, пункт 3).
ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ – это процесс формирования и развития у детей дошкольного возраста навыков, знаний, умений и способностей через целенаправленное воздействие взрослых на их психические функции и поведение. В рамках личностно-ориентированного подхода, обучение дошкольников основывается на осмыслении содержания и принципов обучения, а также на формировании культуры познания, деятельно-практического отношения к миру и культуры чувств. Обучение дошкольников направлено на развитие произвольности поведения, саморегуляции, познавательных способностей и эмоционального интеллекта, создавая основу для успешной адаптации и обучения в школьные годы.
Источник: Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. - М.: Просвещение, 1989. - № 5. - с. 10-23
ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ – с целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования, развития и воспитания учащихся; организация обучения во взаимосвязи всех компонентов.
Источник: Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: И; М.: Издательский центр «Академия», 2000. 176 с.
ФУНКЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ – назначение, роль, ради которых возник и существует организованный и целенаправленный процесс обучения. Функции процесса обучения подразделяются на образовательные (реализуются через передачу знаний, умений и навыков, системы культурных ценностей), воспитывающие (заключаются в формировании системы ценностных ориентации и отношений в процессе воспитания и обучения), развивающие (представляют собой развитие и формирование познавательных психических процессов и свойств личности, логических приемов, операций, суждений, умозаключений; познавательной активности, интересов, способностей), социализирующие (проявляются в приобретении опыта совместной деятельности, овладении системой общественных отношений и соц. приемлемого поведения).
Источник: Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: И; М.: Издательский центр «Академия», 2000. 176 с.
ВОСПИТАНИЕ– деятельность, направленная на развитие личности, формирование у обучающихся трудолюбия, ответственного отношения к труду и его результатам, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Источник: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "Об образовании в Российской Федерации" (статья 2, пункт 2).
ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ – основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями.
Источник: Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: И; М.: Издательский центр «Академия», 2000. 176 с.
ПРАВИЛА ОБУЧЕНИЯ – прикладные рекомендации по реализации требований того или иного принципа обучения.
Источник: Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: И; М.: Издательский центр «Академия», 2000. 176 с.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – система последовательных, взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие умственных сил и способностей учащихся, овладение ими средствами самообразования и самообучения.
Классификация методов обучения Ю.К. Бабанского:
I. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
1. Словесные методы.
2. Наглядные и практические методы (аспект передачи и восприятия учебной ин формации).
3. Индуктивные и дедуктивные методы (логический аспект).
4. Репродуктивные и проблемно-поисковые методы (аспект мышления).
5. Методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя (аспект управления учением).
II. Методы стимулирования и мотивации учения
1. Методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении.
2. Методы стимулирования и мотивации интереса к учению
III. Методы контроля и самоконтроля в обучении
1. Методы устного контроля и самоконтроля
2. Методы письменного контроля и самоконтроля
3. Методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля
Источники:
Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: И; М.: Издательский центр «Академия», 2000. 176 с.
Педагогика. Под редакцией Ю. К. Бабанского."Просвещение", Москва, 1983 г
Показать больше