Фрагмент для ознакомления
2
Аргумент первый: взаимопереход противоположностей
По древнему учению души из Аида приходят в наш мир и затем уходят обратно в Аид. Противоположное возникает из противоположного: меньшее становится большим, а большее – меньшим, слабое возникает из сильного и наоборот, сон из бодрствования и т.д. Противоположность жизни – смерть. А если они противоположны друг другу, то и возникают друг из друга, и между двумя этими противоположностями возможны два перехода – умирание и оживание.
Если бы возникающие противоположности не уравновешивали постоянно одна другую, словно описывая круг, если бы возникновение шло по прямой линии, то возникновение прекратилось бы.
2. Аргумент второй: знание как припоминание того, что было до рождения человека
Знание – припоминание; припоминание было бы невозможно, если бы наша душа не существовала уже в каком-то месте, прежде чем родиться в человеческом образе. Значит, душа бессмертна.
Когда человека о чем-нибудь спрашивают, он сам может дать правильный ответ на любой вопрос — при условии, что вопрос задан правильно.
Припоминание бывает по сходству и по несходству. Мы задаемся вопросом, насколько полно или, напротив, неполно это сходство с припоминаемым.
Еще до рождения, мы знали, что такое доброе, справедливое, священное, равное, т.е. «бытие самое по себе».
Рождаясь, мы теряем то, чем владели до рождения, а потом с помощью чувств восстанавливаем прежние знания. Это и называется "припоминанием".
А если существуют вечные ценности и душа их знает, то душа существовала до рождения.
Таким образом, доказано, что душа существовала до рождения. Далее доказывается, что душа не умирает вместе с телом. В частности, это следует из первого доказательства, что живое возникает из умершего.
3. Аргумент третий: самотождество идеи (эйдоса) души, т.е. от равенства души самой себе (т.е. понимания души как простого объекта)
Рассеивается все составное и сложное, несоставное не рассеивается. Несоставные вещи — это те, которые всегда постоянны и неизменны, а те, что в разное время неодинаковы, - составные. Так, прекрасное, справедливое всегда неизменны. Но прекрасные люди, кони, плащи изменяются. Их можно ощупать, увидеть. Значит, существует зримое и безвидное. Безвидное – неизменно, а зримое изменяется. Тело – зримое, а душа – безвидное.
Когда душа и тело соединены, природа велит телу подчиняться, а душе — властвовать. Божественное создано для власти, а смертное — для подчинения.
Если душа при жизни избегала связи с телом, она уходит из этого мира чистой и навеки поселяется среди богов. Но если при жизни она угождала телу, она уходит тяжелой, эта тяжесть тянет ее на землю. Такие души-призраки можно видеть среди могил. Они на столько тяжелы, что становятся видимыми. Они блуждают до тех пор, пока не приобретут новое тело. Тот, кто предавался чревоугодию, беспутству и пьянству, будет ослом. Те, кто отдавал предпочтение несправедливости, властолюбию и хищничеству, перейдут в волков, ястребов или коршунов. Но в род богов могут перейти только философы, т.к. они гонят желания тела, не боятся бедности.
Душа философа бежит от радостей, желаний, печалей и страхов, понимая, что это приносит не только обычное зло (например, заболевания, бедность и т.д.), но и ранит душу. У любой радости или печали есть как бы гвоздь, которым она пригвождает душу к телу и делает ее как бы телесною, заставляя принимать за истину все, что скажет тело. И тогда душе не перейти в Аид чистою, она обречена на перерождение
Показать больше