Фрагмент для ознакомления
2
1.1 Виктимология и виктимное поведение: понятие, характеристика
В рамках исследования жертв преступлений научная дисциплина виктимология появилась и изначально развивалась в контексте криминологии. Однако, существует разногласие относительно статуса виктимологии среди авторов. Некоторые считают ее просто отделом криминологии, тогда как другие придерживаются точки зрения о самостоятельной науке, которая буквально переводится как "учение о жертве".
Виктимология, согласно теоретическим источникам, имеет широкий и узкий смысл. В узком смысле она охватывает не только право и криминологию, которая исследует жертв преступлений, но и психологию, психиатрию и некоторые другие науки. Однако в широком смысле виктимология является социально-психологической областью знания, в которой анализируются особенности личности и социально-психологические характеристики жертв.
Также выявляются неблагоприятные условия социализации, которые способствуют увеличению уровня жертвенности среди населения. Объектом исследования в социально-психологической виктимологии являются дети и взрослые, оказавшиеся в сложных жизненных ситуациях и нуждающиеся в специальной социальной и психологической поддержке.
Часто феномен жертвы приносит значительные выгоды человеку: желание одобрения, сочувствия, сострадания, понимания и утешения.
Возможно, это и является основной стимуляцией, побуждающей людей принять роль потенциальной жертвы.
Сегодня виктимология рассматривает не только жертв преступлений, но и людей, подвергающихся насилию, дискриминации, моббингу и другим видам виктимного поведения. Исследования в этой области позволяют определить факторы, влияющие на особенности поведения жертв и их реакции на преступления или насилие.
Виктимология также изучает причины и последствия виктимного поведения, включая поиск способов помощи и поддержки жертвам. Она помогает рассмотреть проблему преступности с точки зрения не только преступников, но и их потенциальных и реальных жертв.
Изучение виктимологии имеет практическое значение для разработки мер по предотвращению преступлений и защите жертв. Знания, полученные в этой области, могут быть использованы правоохранительными органами, социальными службами, психологами и другими специалистами, работающими с жертвами и предотвращением преступлений.
Виктимность конкретного человека — это способность этого человека стать жертвой преступления в результате негативного взаимодействия его личностных качеств и внешних факторов.
А. И. Долгова определяет виктимное поведение как набор свойств человека, включающих комплекс социальных, индивидуально-психологических и психофизиологических факторов, способствующих дезадаптивному стилю реагирования субъекта, которые, в свою очередь, приводят к нарушению не только физического, но и психоэмоционального здоровья [1].
Кроме того, в данном определении упоминается также субъективная сторона – ощущение наличия импульсивности, а также нарушение способности контролировать свои эмоции и поведение.
Безусловно, что виктимность может проявляться в разных видах.
В связи с этим, Л. В. Франк выделяет следующие виды виктимности:
1. Личностная виктимность. Данный вид проявляет себя как набор социальных, психологических свойств личности, которые дают возможность человеку стать жертвой определенного преступления.
2. Ролевая (профессиональная) виктимность. Данный вид характеризуется как «безличное» качество, признак, обусловленный реализацией личности неких общественных функций;
3. Социальная виктимность. Этот вид характеризируется присутствием в социуме преступности, которая, безусловно, толкает определенную личность в условие потенциальной жертвы [3].
Индивидуальные и психологические особенности играют ключевую роль в возникновении школьной виктимизации. Некоторые дети уязвимы и более подвержены агрессии со стороны сверстников из-за своих индивидуальных особенностей. Например, дети с низкой самооценкой, социальной неуверенностью, неадекватной эмоциональной реакцией на стресс или конфликты могут быть более вероятными жертвами.
Поведенческие и эмоциональные особенности также могут влиять на виктимизацию. Некоторые дети могут быть более пассивными или застенчивыми, что делает их легкой мишенью для агрессоров. Другие могут иметь агрессивное поведение или проявлять провокацию, что может вызвать конфликты с другими детьми и привести к виктимизации.
Таким образом, виктимизация — это девиантное поведение, которое повышает риск стать жертвой преступления, конфликтных и различных негативных ситуаций. Виктимизацию можно классифицировать на индивидуальную, ролевую и социальную. Кроме того, можно провести дальнейшее разделение на подструктуры: личностные особенности, переживания, индивидуальные психологические процессы и индивидуальные физиологические характеристики.
1.2 Проявление виктимного поведения подростков
Чаще всего виктимному поведению подвержены подростки, это связано с несформированностью личности подростка, его неуверенностью, нестабильностью эмоционального состояния и стремлением подчиняться групповым нормам. Кроме того, подростки часто ищут признание и подтверждение своей ценности в глазах сверстников, что может склонять их к виктимному поведению.
Отрицательное влияние взрослых может проявляться в форме насилия, физической или эмоциональной жестокости, пренебрежительного отношения.
Телевизионные программы, особенно с насилием и агрессией, могут воздействовать на подростков, формируя у них агрессивные модели поведения и отношения к другим людям. Зависимость от группы сверстников также может играть значительную роль в повышении уровня виктимности у подростков. В поиске своего места в социальной иерархии, они могут подчиняться групповому давлению и совершать антиобщественные поступки.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Специальная литература
1. Долгова, А. И. Криминология: 4-е изд., перераб. и доп. / А. И. Долгова. – Москва: Норма: ИНФРА-М, 2019. – 368 с.
2. Егорова, А. В. Меры виктимологической защиты детей в различных жизненных ситуациях / А. В. Егорова // Виктимность и виктимологическая профилактика: Материалы круглого стола по дисциплине «Психология отклоняющегося поведения». – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2019. – С. 13–16.
3. Защита детей от жестокого обращения / Под ред. Е. Н. Волковой. – Санкт-Петербург: Питер, 2007. – 13 с.
4. Матанцева, Т. Н. Факторы виктимного поведения подростков как социальная проблема психологической науки / Т. В. Матанцева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 8. – С. 74–81.
Интернет – ресурсы
5. Преступность. Статистика проблемы в Архангельской области. – [Электронный ресурс] - URL: https://tochno.st/problems/crime/regions/arhangelskaya_oblast
6. Информационно-аналитическая записка о деятельности Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области в 2017 году – [Электронный ресурс] - URL: https://29.мвд.рф/document/12202871
7. Отчет начальника УМВД России по Архангельской области генерал-майора полиции Сергея Александровича Волчкова перед Архангельским областным Собранием депутатов о деятельности органов внутренних дел Архангельской области в 2018 году – [Электронный ресурс] - URL: https://29.мвд.рф/document/15858449
8. О состоянии преступности в Архангельской области за январь – декабрь 2019 года – [Электронный ресурс] - URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_29/mass-media/news?item=27898062
9. Информационно-аналитическая записка о деятельности Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области в 2020 году – [Электронный ресурс] - URL: https://29.мвд.рф/document/22733870
10. Информационно-аналитическая записка о деятельности УМВД России по городу Архангельску в 2021 году – [Электронный ресурс] - URL: https://29.мвд.рф/document/28281617
11. О состоянии преступности в Архангельской области за 2022 год– [Электронный ресурс] - URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_29/mass-media/news?item=84835609