Фрагмент для ознакомления
2
1 Субъект и объект. Личность и индивидуальность как понятия
Объектом называется определенный предмет или категория. На них направлено действие субъекта. Проводимые между ними взаимодействия могут быть различными – социальные (например, работодатель и работник), умозрительные (политик и мировая политика). Особенностью объекта является тот факт, что он всегда находится под влиянием объективной реальности. Он может быть выражен различными категориями, которые обозначают и выражают его признаки.
Субъект – определенный индивид или группа лиц, которые взаимодействуют с выбранным для этого объектом. Рассматриваемая категория имеет различные определения. Зависит это от сферы изучения. Субъектом является лицо, которое обладает набором прав и обязанностей. Если рассматривать понятие с точки зрения философии, то субъектом будет являться человек. Он познает мир и принимает активное участие в его изменении.
В течение истории психологии было предложено множество подходов к изучению личности и индивидуальности. Наиболее ранние теории, такие как фрейдизм и юнгианство, основывались на психоаналитических принципах и уделяли большое внимание бессознательным процессам и теории личностного развития.
Карл Густав Юнг и Зигмунд Фрейд были известными психологами, которые внесли значительный вклад в изучение личности и индивидуальности. Оба ученых были представителями психоанализа, но их подходы к изучению личности были различными.
Зигмунд Фрейд считал, что личность формируется под влиянием бессознательных процессов, которые происходят на ранних этапах жизни. В своей книге «Я и Оно» он впервые использует термин Супер Эго. Зигмунд Фрейд разработал концепцию трех составляющих личности: это Ид, Эго и Суперэго. Ид представляет собой нашу животную природу, наши инстинкты и желания. Эго-это наша реальная личность, которая приспосабливается к социальным нормам и требованиям окружающей среды. Суперэго - наша мораль и совесть, которые формируются под влиянием наших родителей и общества.
Карл Густав Юнг, в свою очередь, считал, что личность состоит из трех компонентов: сознательного, бессознательного личного и бессознательного коллективного. Он также разработал концепцию архетипов, которые представляют собой коллективные образы, находящиеся в бессознательном. Юнг считал, что бессознательное необходимо включать в изучение личности и что только тогда можно полностью понять человека.
Фрейд считал, что основные моменты формирования личности происходят в детстве, а Юнг считал, что важно учитывать как индивидуальную, так и коллективную сторону личности.
Один из самых известных подходов - теория личности Альфреда Адлера.
Он рассматривал личность как целостную и уникальную структуру, которая складывается из ранних детских впечатлений и взаимодействий с окружающей средой. Адлер считал, что личность не является статической конструкцией, а может меняться и развиваться на протяжении всей жизни.
По мнению Адлера, индивидуальность - это особая форма выражения личности, которая зависит от социальной и культурной среды, в которой человек вырос и развивался. Он утверждал, что каждый человек имеет свои индивидуальные ценности, убеждения и цели, которые формируются под влиянием его личностных особенностей и жизненного опытах
Другой важный подход - теория Карла Роджерса.
Личность, с точки зрения К. Роджерса, представляет собой дифференцированную (и при этом центральную) часть общего феноменологического поля, то есть часть опыта индивида, его ядро. Она возникает в процессе развития индивида и заключает в себе осознание им самого себя, своего опыта, своего бытия. Первоначальные проявления индивида предопределены наследственностью. Но по мере приобретения опыта он формируется как личность, которая, дифференцируясь, складывается в особую индивидуальную структуру. По мере развития личность становится все более и более «социализированной», и более самостоятельной. Индивид обладает совокупностью различных, постоянно меняющихся опытов (входящих в «феноменологическое поле»), причем под опытами К. Роджерс понимает все, что происходит в организме, включая не только восприятие и движение, но и физиологические процессах
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1) Адлер А., Наука о характерах : понять природу человека. — Москва : Академический Проект, 2011.
2) Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. – 88 с.
3) Ермак В. Д., Проблемы моделирования категорий "личность" и "индивидуальность" // Психология и соционика межличностных отношений. — 2018. — № 5/6. — С. 5-8
4) Карпов, А. А., Кулакова, А. И., Савина, В. В. Исследование структуры личностных качеств самоактуализирующейся личности в контексте осуществления профессиональной деятельности.//Ярославский психологический вестник. 2018. – No 2 (41). – С. 51–56.
5) Ломов, Б. Ф. Системность в психологии: Избранные психологические труды// под ред. В. А. Барабанщикова, Д. Н. Завалишиной, В. А. Пономаренко. – М.: Моск. психол. ин-т; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. – 424 с
6) Олпорт Г., Становление личности : Избр. тр.. — М. : Смысл, 2002.
7) Перевозкина, Ю. М. Системная модель социально-ролевого функционирования личности // Интеллект. Культура. Образование Материалы Международной научной конференции, посвященной 85-летию со дня рождения РАО И. С. Ладенко, с элементами научной школы для молодежи, 2018. – С. 19-22
8) Титова Т. А., Фролова Е. В., Крот Н. С. Значение брака и семьи в традиционной культуре русского народа//ВЕСТНИК КАЗАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ. 2019. № 2. С. 40-45
9) Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 2. / Сост. С.Ф. Егоров. М.: Педагогика, 1988.
10) Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 6. / Сост. С.Ф. Егоров. М.: Педагогика, 1990.
11) Фрейд З. «Я» и «Оно»: в 2 т. – Тбилиси, 1991.
12) Юнг, К. Г. Сознание и бессознательное. – СПб.: Академ. Проект, 2009. – 190 с