Фрагмент для ознакомления
2
Родительство рассматривают сегодня как одно из сложных социальных явлений, которое является уникальным как для отдельного человека, так и для общества в целом. Выступая, с одной стороны, необходимым условием обеспечения воспроизводства будущих поколений, а, с другой, элементом личностной сферы человека, родительство является одним из наиболее зна-чимых ценностей культуры.
Институт родительства влияет на формирование человека на всех его жизненных этапах. С первого момента отношения ребёнка с родителями но-сят социокультурный характер и становятся моделью для всех последующих отношений. Проблемы, возникающие внутри семьи, отражаются на обществе целом. Общество, в свою очередь, влияет на состояние института родитель-ства. Исследование сущности и ценностных критериев социального института родительства, наряду с изменением структуры и функций семьи в современ-ном динамичном обществе, сегодня становится особенно важным.
Родительство как отдельная категория представляет собой многоас-пектный феномен, попадающий, в связи с этим, в сферу интересов различных научных отраслей научного знания – социологии, психологии, философии, демографии, педагогики и других. Используемый в них понятийный и мето-дический инструментарии обусловливает значительное расхождение предла-гаемых для его понимания трактовок, однако в данной работе будет иссле-довано понятие родительства в рамках социологических исследований.
В контексте изучения родительства как социологической категории важным становится исследование этого феномена как устойчивого эмоцио-нально насыщенного взаимодействия реальных или потенциальных родите-лей, которое связано с рождением и воспитанием детей, и характеризуется соответствующим поведением мужчины и женщины. Широкое распростра-нение в социологии демографии (отрасль социологии) приобрела идея нали-чия у человека специфической потребности в родительстве, в отцовстве, в ма-теринстве или просто потребности в детях.
В научной литературе также можно встретить два понятия, описываю-щих феномен родительства: «parenting» и «parenthood». «Parenting» связано с воспитанием ребенка и предполагает преобладание родительской роли воспитателя. Когда речь идет о «parenthood», имеется в виду социальная роль, переживание родителем новой родительской роли, а также трудности, с которыми он сталкивается, поскольку имеет ребенка и живет в обществе. «Parenting» ограничен детским социумом, а «parenthood» связан с социумом в широком смысле слова.
Описывая феномен родительства, советский социолог И.С. Кон говорит о нем, как о системе взаимосвязанных элементов, среди которых следует вы-делить следующие:
1. Родительские чувства, любовь, забота, привязанность к своим де-тям;
2. Характерные социальные роли и нормативные указания культу-ры;
3. Обусловленное тем и другим поведение, отношение родителей к детям, манера воспитания и т.д.
Актуальными темами для Кона И.С. также были соотношение биологи-ческого, социального и культурного основ в родительстве, специфику функ-ций отцов и матерей, трансформация социализирующей функции и роли от-ца в формировании, развитии и воспитании личности ребенка.
В свою очередь, другой отечественный социолог Р.В. Овчарова трак-тует родительство как «социально-психологическое понятие, которое пред-ставляет под собой эмоциональную и оценочно окрашенную совокупность знаний, представлений и убеждений относительно себя как родителя, которая исполняется во всех проявлениях поведенческой составляющей родительства. Как надындивидуальное целое, родительство неотъемлемо включает обоих супругов, решивших дать начало новой жизни и, конечно, самого ребенка».
Касательно исследований развития родительства в рамках социологи-ческого анализа следует выделить работы Шабровой Н.В. Согласно положе-ниям социолога, в традиционных доиндустриальных обществах существовал ряд общих условий, определявший специфику материнских и отцовских функций, отношений между родителями и детьми. Эти отношения регулиро-вались социальными и нравственными нормами, существовавшими в обще-стве социокультурными стереотипами половых ролей. Но, какие бы карди-нальные изменения не происходили в обществе, в социокультурных норма-тивах, дифференциации половых ролей, материнство представляет собой не-кую постоянную категорию, которая обладает универсальностью.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Богдановская В.И. Социологический анализ понятий «родитель-ство» и «готовность к родительству» / В.И. Богдановская // Диалог цивили-заций: Восток – Запад: материалы XVIII научной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных / Под редакцией В.Б. Петрова, О.В. Филато-вой, В.А. Цвыка. – Москва: Российский университет дружбы народов (РУДН), 2018. – С. 227-232.
2. Колесникова Г.И. Социология и психология семьи: учебник для вузов / Г.И. Колесникова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 263 с.
3. Переселкова З.Ю. Социология семьи: учебное пособие / З.Ю. Пе-реселкова. – Оренбург: ОГУ, 2021. – 120 с.
4. Ростовская Т.К. Семья в системе социальных институтов обще-ства: учебное пособие / Т.К. Ростовская, О.В. Кучмаева. – 2-е изд., пер. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 299 с.
5. Смирнова Р.В. Обзор исследований родительства как феномена в научных исследованиях / Р.В. Смирнова, А.И. Петрова // Воспитание в усло-виях актуальных вызовов современности: материалы II Всероссийской науч-но-практической конференции с международным участием. – Астрахань: Астраханский государственный университет имени В. Н. Татищева, 2023. – С. 90-93.
6. Шаброва Н.В. Этапы родительства: социологический анализ / Н.В. Шаброва // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. – 2017. – Т. 23, № 2 (162). – С. 159-168.