Фрагмент для ознакомления
2
Человек, как всем известно, по своей сути амбивалентен: он - биологическое существо с природными инстинктами, при этом подчиняется законам общества и обладает вместе с тем социальным сознанием.
Процесс усвоения правил жизни в обществе носит название социализация. Она начинается непосредственно с момента появления человека на свет и продолжается всю жизнь. Люди, не прошедшие данный процесс, становятся изолированным от общества и не способны в полной мере реализовать свою истинную природу.
Процесс социализации предоставляет возможность более полно усвоить само понятие личности, а также увидеть ее составляющие. Социализация объясняет начала человеческих обычаев, ценностей и норм, отражает исторический контекст, а также социальное положение людей, повлиявших на нее. Сама же по себе она выступает одним из наиглавнейших отличий человека от животного: она из биологического существа формирует существо социальное, посредством привития человеку социальных умений и навыков, формируя у него тем самым человеческий интеллект.
Социализация протекает по-разному у разных народов мира и в разные исторические эпохи. Задаваясь одной и той же целью, например, сохранить здоровье ребенка, родители разных стран могут делать абсолютно противоположные вещи. Однако, с точки зрения самого человека социализация всегда имеет одни и те же черты, т.к. независимо от условий среды ему приходится усваивать что-то новое для себя, преодолевать кризисы, применять новое знание на практике.
В условиях возрастания усложнения социальной жизни актуализируется проблема относительно включения человека в социальную структуру общества, в социальную целостность. Главными понятиями, описывающими такого рода включения, помимо самой социализации, выступают «социальная роль» и «социальный статус» которые позволяют человеку стать полноценным членом общества.
Социальные роли и социальный статус личности
Люди обладают огромный числом статусов и принадлежат ко большому количеству социальных групп, значимость которых в обществе неоднородна. Человек относится к другим людям и смотрит на мир в целом в соответствии со своим статусом, чем больше социальных ролей может воспроизвести индивид, тем наиболее приспособленным к жизни он представляется. В соответствии с этим, процесс развития личности зачастую выступает в качестве динамики освоения социальных ролей.
Человек каждый день взаимодействует с различными социальными группами и людьми. Очень редко бывает, когда он взаимодействует только с членами одной группы, в качестве примера, семьи, но он в то же время может быть и членом общественных организаций, трудового коллектива и т.п. Одновременно входя во многие социальные группы, в каждой из них он занимает соответствующее положение, которое обусловлено взаимоотношениями с другими членами конкретной группы.
Статус (от лат. status – состояние, положение) - положение гражданина.
Социальный статус, как правило, определяется в качестве положения индивида или группы в социальной системе, обладающего специфическими для конкретной системы признаками.
Все социальные статусы принято подразделять на два основных типа: на предписываемыми индивиду обществом или группой вне зависимости от его усилий и способностей и, и на те, которые личность достигает своими собственными усилиями [3].
Существует очень широкий диапазон статусов: предписанные, смешанные, достигаемые, профессиональные, личные, экономические, демографические, политические, религиозные и кровно-родственные, относящиеся к разновидностям основных статусов.
Помимо них существует также огромное количество эпизодических или неосновных статусов. Такими статусами представляются статус пешехода, пациента, прохожего, свидетеля, участника забастовки, демонстрации или толпы, слушателя, читателя, телезрителя и т.д. В большинстве своем, это временные состояния. Обязанности и права носителей подобных статусов зачастую никак не регистрируются, они в целом трудно определимы, но они существуют, хотя и оказывают влияние не на основные, а на второстепенные черты поведения, чувствования и мышления. Например, статус преподавателя определяет очень многое в жизни человека, а его временный статус пациента или прохожего, вне всякого сомнения – нет.
Таким образом, человек обладает основными (определяющими его жизнь и деятельность) и неосновными (оказывающими влияние на отдельные детали поведения) статусами. Первые значительно отличаются от вторых.
За каждым статусом – временным или постоянным, неосновным или основным - располагается особая социальная группа или социальная категория. Консерваторы, католики, инженеры (основные статусы) формируют реальные группы. В качестве примера, пешеходы, пациенты и т.д. (неосновные статусы) формируют статистические категории или номинальные группы. В большинстве случаев, носители неосновных статусов не взаимодействуют и не согласуют поведение друг с другом [10].
Люди обладают большим количеством статусов и принадлежат к огромному множеству социальных групп, при этом престиж которых в обществе неоднороден: предприниматели ценятся выше разнорабочих или сантехников; мужчины обладают несколько большим социальным «весом», чем женщины; принадлежность к титульному этносу в государстве не равноценно принадлежности к национальному меньшинству, и т.д.
Религиозные, политические, экономические, демографические, профессиональные статусы человека напрямую определяют продолжительность, интенсивность, содержание и направленность социальных отношений людей. Вместе с тем, из социального статуса непосредственно исходит такое понятие как социальная роль.
Роль (франц. role) - образ, который воплощается актером.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бадараев Д. Д. Социальный статус человека и критерии его определения в современном обществе // Вестник Бурятского государственного университета. - 2009. - № 5. - С. 224-228.
2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.: М.: МПСИ, 2010. - 342с.
3. Борисова Л.Г., Солодова Г.С. Социология личности. Новосибирск: Модус, 2012. - 324с.
4. Дмитриев, А.В. Общая социология: Уч. / А.В. Дмитриев, А.А. Сычев. - М.: Альфа-М, 2018. - 256 c.
5. Коломиец В.П. Становление индивидуальности. М.: МГУ, 2013. - 341с.
6. Кравченко А.И. Общая социология: учебное пособие для вузов - М.: Юнити, 2017 - 479с.
7. Москаленко В.В. Социализация личности. К.: Высш. шк., 2012. - 202с.
8. Общая социология: Учебн. пособие/Под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева. – М.: ИНФРА-М, 2007. - 654 с. - (Высшее образование).
9. Оганян, К.М. Общая социология: Учебное пособие / К.М. Оганян. - М.: Инфра-М, 2018. - 512 c.
10. Элиас Н. Общество индивидов. /Пер. с нем. - М.: Праксис, 2013. - 336с.