Фрагмент для ознакомления
1
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
1 Философия Сократа 5
2 Принципы этического рационализма Сократа 9
3 Влияние этического рационализма Сократа на современную этическую мысль и моральные ценности. 13
4 Критика этического рационализма Сократа 16
5 Сравнительная характеристика этического рационализма Сократа с другими философами его времени 18
Заключение 20
Список литературы 22
Фрагмент для ознакомления
2
Сократ (469-399 г. до н.э.) был одним из величайших философов Древней Греции, чья жизнь и философия оказали огромное влияние на западную мысль [12]. Его методика диалога, известная как сократический метод, была основана на постановке вопросов и анализе ответов, чтобы помочь людям углубить свое понимание и обнаружить противоречия в своих суждениях.
Сократ не писал своих сочинений, поэтому наиболее подробная информация о его учении и методике мы получаем через произведения его ученика, Платона. В диалогах Платона Сократ выступает как центральная фигура, постоянно занимаясь диалогами с другими людьми, с целью поиска истины и развития мышления.
Сократ выдвинул целый ряд парадоксов относительно добра и зла:
• добродетель – это знание,
• зло – это незнание добра,
• никто не желает зла,
• никто не делает зла по собственной воле.
Сократ верил, что истина может быть обнаружена через взаимодействие и обсуждение идей между людьми. Он использовал свои вопросы, называемые сократическими вопросами, чтобы помочь людям осознать свои собственные знания и недостатки в своих убеждениях.
Основная идея методики диалога Сократа заключалась в том, чтобы поставить перед каждым человеком серию вопросов, чтобы привести его к осознанию своих неясных или противоречивых убеждений. Это позволяло людям лучше понять свои собственные мысли и стать более осознанными и уверенными в своих убеждениях.
Сократический диалог представлял собой процесс активного обсуждения, в котором каждая сторона задавала и отвечала на вопросы, внося собственный вклад и выясняя неясности. Этот метод подразумевал отсутствие давления на ответы и создание доверительной атмосферы, где ценность критического мышления и самоанализа была приоритетной.
Критическое мышление играет важную роль в сократическом диалоге. Сократический диалог - это метод философии, разработанный Сократом, который использует вопросы и анализ для поощрения глубокого мышления участников. Значение критического мышления проявляется в нескольких аспектах:
Анализ и оценка идей: В сократическом диалоге критическое мышление помогает участникам анализировать и оценивать идеи, выдвигаемые другими участниками. Оно подталкивает к критическому осмыслению аргументов и проверке их на логическую последовательность и обоснованность.
Формулирование вопросов: Сократический диалог строится на взаимодействии через вопросы и ответы [9]. Критическое мышление в этой ситуации помогает задавать глубокие и внимательные вопросы, которые помогут уточнить мысли, вызвать рефлексию и способствовать углублению диалога.
Развитие аргументации: Критическое мышление помогает участникам сократического диалога развивать свои аргументы и предлагать обоснованные рассуждения. Оно позволяет выявить слабые места в аргументации и искать лучшие способы подтверждения своих позиций.
Методика диалога Сократа оказала значительное влияние на философию и образование и до сих пор используется для стимулирования аналитического мышления и помощи людям в осознании своих собственных убеждений и истин.
Сократический вопрос - это основной инструмент сократического метода. Он заключается в том, чтобы задавать вопросы, которые выявляют логические несоответствия или противоречия в аргументах собеседника, чтобы помочь ему осознать свои ошибки и улучшить свои рассуждения.
Сократические вопросы, также известные как метод "маевтики" или "сочувственного вопроса", основаны на философии Сократа и его подходе к познанию и исследованию истины. Суть заключается в том, чтобы задавать вопросы, которые помогают привести собеседника к осознанию своих собственных убеждений, логическим выводам и противоречиям.
Сократические вопросы обычно не дают прямых ответов, но предназначены для стимуляции диалога и критического мышления [3]. Они помогают развивать навыки анализа, рассуждения и саморефлексии, а также способствуют открытию новых идей и обнаружению логических несоответствий.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеев, А. С. Всемирные хроники. От первых фараонов до Конфуция и Сократа / А.С. Алексеев. - М.: Вузовская книга, 2007. - 686 c.
2. Гиляров, А.Н. Греческие софисты, их мировоззрение и деятельность в связи с общей политической и культурной историей Греции / А.Н. Гиляров. - Москва: Мир, 2005. - 964 c.
3. Кессиди, Ф. Х. Мыслители прошлого. Сократ / Ф.Х. Кессиди. - М.: Мысль, 2000. - 200 c.
4. Ксенофонт Воспоминания о Сократе / Ксенофонт. - М.: Наука, 2010. - 384 c.
5. Лосев, А. Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон; М.: Ладомир - Москва, 2005. - 716 c.
6. Лосев, А.Ф История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон / А.Ф Лосев. - М.: АСТ; Издание 3-е, 2000. - 846 c.
7. Льюис, Дж. Г. Античная философия. От Фалеса до Сократа / Дж.Г. Льюис. - М.: Галаксиас, 2007. - 208 c.
8. Нерсесянц В. С. Сократ; Наука - , 2005. - 152 c.
9. Новгородцев П. И. Сократ и Платон; Локус, Агентство "РИД" - Москва, 2010. - 101 c.
10. Петров Э. Ф. Эгоизм. Философско-этический очерк; Наука - , 2004. - 206 c.
11. Пономарёв И. А., Пятилетова Л. В. Формирование навыков критического мышления: философия как технология «антиклипового мышления» // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 7 [Электронный ресурс].: http://human.snauka.ru/2017/07/24282
12. Сократ. Платон. Аристотель. Сенека. Бруно. Биографические очерки; Редактор - Москва, 2011. - 326 c.
13. Тетюев, Л. И. Этический рационализм Сократа [Текст] : учебное пособие для бакалавров гуманитарных направлений и специальностей / Л. И. Тетюев. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - Саратов : Наука, 2016. - 35 с.
14. Шашкевич П. Д. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени; Мысль - Москва, 2012. - 302 c.