Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данном исследовании, связана с тем, что каждый педагог, который осуществляет свою профессиональную деятельность в современных условиях, должен обладать не только хорошими знаниями, которые он может передать учащимся, но и определенными техниками, приемами и средствами, которые необходимы для того, чтобы быть услышанными аудиторией.
Педагогическая техника представляет собой набор этих приемов и средств, однако в некоторых случаях педагоги не слишком серьезно относятся к ее систематизации в рамках собственной манеры преподавания, что приводит к нежелательным эффектам и некачественному процессу обучения детей.
Цель исследования – провести исследование педагогической техники как элемента педагогического мастерства.
Объект исследования – педагогическое мастерство.
Предмет исследования – педагогическая техника как элемент педагогического мастерства.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд задач исследования:
1. Раскрыть сущность и компоненты педагогической техники.
2. Охарактеризовать понятия «педагогическое внимание» и «педагогическое наблюдение».
3. Изучить общую психотехнику общения.
4. Рассмотреть в рамках педагогической техники основные приемы и средства речевого и неречевого воздействия.
5. Определить проблемы, возникающие у педагога при нарушениях различных свойств внимания, и продумать стратегию их преодоления и компенсации в рамках учебного процесса.
Методы исследования: анализ научной литературы и педагогической практики, обобщение, классификация, описательный, сравнительный, хронологический, моделирование, проектирование.
Теоретическая значимость исследования обусловлена изучением научной литературы по проблеме изучения педагогической техники как элемента педагогического мастерства. Собранные данные могут быть полезны для продолжения научной работы в данном направлении.
Практическая значимость исследования связана с поиском и анализом примеров использования речевых и неречевых средств и приемов педагогического воздействия, которые обнаружены в опыте практикующих педагогов
Структура исследования. Контрольная работа состоит из введения, двух параграфов, заключения, списка используемой литературы и приложения.
1. ПОДХОДЫ К РАССМОТРЕНИЮ ПОНЯТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА КАК ЭЛЕМЕНТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА
Под педагогической техникой в научной литературе понимается комплекс умений, позволяющих преподавателю видеть, слышать и чувствовать своих воспитанников. Известный педагог А.С. Макаренко писал: «Воспитатель должен уметь организовывать, ходить, шутить, быть веселым, сердитым… себя так вести, чтобы каждое движение его воспитывало» [5].
По мнению Ю.П. Азарова, развитая педагогическая техника помогает педагогу глубже и ярче выразить себя в педагогической деятельности, раскрыть во взаимодействии с учащимися все лучшее, профессионально значимое в его личности. Совершенная педагогическая техника освобождает время и силы педагога для творческой работы, позволяет в процессе педагогического взаимодействия не отвлекаться от общения с детьми на поиски нужного слова или объяснение неудачной интонации.
Овладение педагогической техникой, позволяя быстро и точно найти нужное слово, интонацию, взгляд, жест, а, также сохраняя спокойствие и способность к ясному мышлению, анализу в самых острых и неожиданных педагогических ситуациях, приводит к росту удовлетворенности педагога своей профессиональной деятельностью [1].
Также Ю.П. Азаров считает, что педагогическая техника оказывает развивающее воздействие и на качества личности. Важная особенность педагогических техник состоит в том, что все они носят выраженный индивидуально-личностный характер, т.е. формируются на основе индивидуальных психофизиологических особенностей педагога. Индивидуальная педагогическая техника существенно зависит от возраста, пола, темперамента, характера педагога, состояния здоровья, анатомо-физиологических особенностей.
При этом исследователи отмечают, что работа над выразительностью, чистотой, грамотностью дисциплинирует мышление. Овладение приемами саморегуляции психической деятельности ведет к развитию эмоциональной
уравновешенности как черты характера и т.п. Кроме того, в реальном педагогическом взаимодействии все умения учителя в области педагогической техники проявляются одновременно. А самонаблюдение дает возможность успешно корректировать отбор выразительных средств [7].
Ученые сделали вывод о том, что в процессе овладения педагогической техникой наиболее полно раскрываются нравственные и эстетические позиции педагога, отражающие уровень общей и профессиональной культуры, потенциал его личности.
Подводя итог сказанному выше, можно отметить, что педагогическая техника выступает в качестве важнейшего инструмента каждого педагога, который необходим для оказания эффективного педагогического воздействия на аудиторию и достижения положительного и качественного конечного результата обучения на любых образовательных ступенях, вне зависимости от типа целевой аудитории, которая представлена педагогу в качестве обучающихся [11].
Структура педагогической техники, по мнению исследователей, характеризуется как многокомпонентная и включает в себя две группы компонентов, которые отражают различные аспекты взаимодействия в рамках образовательного процесса.
Данные компоненты зачастую не в полной мере продуманы педагогом и не всегда гармонично и эффективно коррелируют друг с другом, что является одной из серьезных ошибок, которые можно выявить при оценке качестве педагогического взаимодействия на разных этапах обучения [6].
На рисунке 1 представлена классификация компонентов педагогической техники в соответствии с критерием умения педагога управлять собственным поведением в образовательном процессе.
Рисунок 1. – Классификация компонентов педагогической техники в соответствии с критерием умения педагога управлять собственным поведением в образовательном процессе
Компоненты педагогической техники, которые относятся к данной группе, в большинстве случаев не зависят от желания самого педагога, хотя, по мнению ряда исследователей, должны быть продуманы и применяться только в комплексе, поскольку в ином случае педагог будет выглядеть странным и непоследовательным. Однако не всегда это оказывается возможным и допускаются серьезные педагогические ошибки в рамках взаимодействия в образователь
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Адамова У. К., Кутлимуротова Н. Р., Каландарова М. А. Педагогические способности преподавателя и методы их развития // Молодой ученый. 2016. № 13 (117). С. 760-763.
2. Андриади И. П. Основы педагогического мастерства [Электронный ресурс]: учебник. М. : ИНФРА-М, 2023. 209 с. (Высшее образование: Бакалавриат). URL: https://znanium.com/catalog/product/1900391
3. Зязюн И. А. [и др.]. Основы педагогического мастерства [Электронный ресурс]: Учебное пособие / Под ред. И. А. Зязюна. М.: Просвещение, 1989. 301 с. URL: https://studfile.net/preview/3539995/page:41/
4. Подласый И. П. Педагогика начальной школы [Электронный ресурс] : учебник. М. : Гуманитарный издательский центр «Владос», 2008. С. 371-375. URL: https://sdo.mgaps.ru/books/K9/M8/file/1.pdf
5. Столяренко А. М. Психология и педагогика [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов, 2017. С. 500-540. URL: https://vk.com/doc8431313_659874825?hash=VdH7BHjP5LqZzRMuCtIqjPOWOJIzzt7RQc1lr0O5Gbc&dl=b3sSC1z2FTtMHPchwGzwSBj2F5pblZEnOqh4KJ7ARbE
6. Халиков А. А., Садыков Р. М. Формирование педагогических способностей будущего учителя начальных классов [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2016. № 21 (125). С. 949-951. URL: https://moluch.ru/archive/125/34558/
7. Чернявская А. П. Педагогическая техника в работе учителя. [Электронный ресурс]. М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. 176 с. URL: https://knigogid.ru/books/1841437-pedagogicheskaya-tehnika-v-rabote-uchitelya/toread
8. Шелестова Л. В. Основы педагогического мастерства и личностного саморазвития [Электронный ресурс] : практикум. Волгоград : Волгоградский ГАУ, 2015. 164 с. URL: https://znanium.com/catalog/product/615369
9. Шеранова М. Б., Алимкулов С. О. Понятие и некоторые особенности педагогического мастерства // Образование и воспитание. 2015. № 5 (5). С. 10-12.
10. Щуркова Н. Е. Педагогическая технология. [Электронный ресурс]. М.: Педагогическое общество России, 2002. С. 141-145. URL: https://studfile.net/preview/2229945/
11. Якушева С. Д. Основы педагогического мастерства и профессионального саморазвития: учебное пособие. М. : Неолит, 2017. 416 с. (Высшее образование. Бакалавриат).