Фрагмент для ознакомления
2
Вклад М.В. Ломоносова в развитие различных гуманитарных наук оценить в полной мере не представляется возможным, поскольку он по праву считается примером универсального исследователя своего времени. Одним из аспектов деятельности ученого стало исследование искусства риторики, которое неотделимо от реформирования и структурирования русского языка и создания языковых правил и стилей.
Состояние русского языка до М.В. Ломоносова можно назвать удручающим: академический корпус в российских учебных заведениях состоял из приглашенных немецких педагогов, а сам русский язык стал смесью церковнославянского языка и западноевропейских заимствований. В разговорной речи в большом количестве использовались устаревшие слова, ругательства и просторечия одновременно с использованием для письма церковнославянского наречия.
Говоря о развитии риторики в то время, следует сказать, что созданная Аристотелем в IV в. до н.э. риторика как наука о красноречии была официально признана в России лишь в начале XVII века, хотя
риторические знания появились еще с приходом в Древную Русь христианско-византийских сочинений. Какой-либо системы обучения риторике не существовало, а упражнения в ораторском искусстве велись преимущественно священнослужителями на латинском, греческом или церковнославянском языках.
М.В. Ломоносов предстает в данном случае не только как автор литературной теории, впервые сформулированной на русском языке, но и как автор оригинальной риторики, опирающейся на многовековую традицию теоретико-литературного знания. Еще в московской Славяно-греко-латинской академии В.М. Ломоносов слушал в 1733-1734 учебном году курс преподавателя риторики, украинского монаха Порфирия Крайского. Будучи в Германии, Ломоносов штудировал трактаты по риторике Псевдо-Лонгина, Николя Коссена, Ф.-А. Помея и Иоганна Кристофа Готшеда.
Приобретенный М.В. Ломоносовым теоретический опыт в области риторики весьма пригодился ему при создании собственного риторического учения. В 1744 году было издано «Краткое руководство к красноречию», в котором М.В. Ломоносов раскрыл правила красноречия и поэзии, а также сформулировал определение риторики. Он считал, что «…красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об ней мнению».
Также М.В. Ломоносов совершенно справедливо считал, что развитие искусства риторики неразделимо с реформированием русского литературного языка, которое нужно начинать с устной речи, потому что большая часть населения империи была неграмотной. Теоретическим трудом М.В. Ломоносова в данной области стала «Риторика», вышедшая в свет в 1748 году, в которой ученым был сформулирован свод правил для грамотной русской речи: как формулировать мысли в речь, как правильно употреблять описания и фигуры речи, как сочинять и как украшать предложения, которые произносятся.
Значительное место в «Риторике» занимают вопросы эстетики речи: она, по мнению М.В. Ломоносова, должна быть мелодичной, логически ясной, тонкой и лаконичной. Наиболее подробно разработана М.В. Ломоносовым проблема благозвучия. Ученый детально описывает звучание гласных и согласных: «В российском языке, как кажется, частое повторение письмени а способствовать может к изображению великолепия, великого пространства, глубины и вышины, также и внезапного страха… Из согласных письмен твердые к, п, т и мягкие б, г, д имеют произношение тупое, и нет в них ни сладости, ни силы».
Главным изобретением М.В. Ломоносова стало предложение, четко оформленное в соответствии с правилами ораторской речи. Предложение должно теперь стать логичным, содержательным и завершенным. Ученый рекомендует последовательно применять классическую логическую структуру и смешанную, что полезно для разнообразия и богатства речи.
Также М.В. Ломоносов предлагает выделять из предложения термины (чаще всего существительные), а затем уже конструировать предложение в соответствии с действием (глаголом). Так, в выражении «Неусыпный труд все препятствия преодолевает» М.В. Ломоносов выделяет следующие термины: неусыпность, труд, препятствия, преодоление. Он подбирает к ним дополнения в соответствии со смыслом речи (время, место, действие, причина и т.д.).
Само издание «Риторики» отличается также значительным использованием иллюстративного материала. Для объяснения теоретических положений М.В. Ломоносов привел многочисленные выдержки из произведений знаменитых писателей античности, раннего Средневековья, Возрождения и Нового времени. В качестве примеров он использует часто русский материал, в том числе и собственные произведения.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
• Богданова Ю.З. Ломоносов – отец русского красноречия // Мир науки, культуры, образования. – 2018. – № 6 (73). – С. 516-518.
• Выступление В.Д. Спасовича по делу об оскорблении офицера [Электронный ресурс] // Гарант.Ру. URL: https://www.garant.ru/article/552192/ (Дата обращения: 08.11.2023).
• Горощенова П.С. Реформаторская деятельность М.В. Ломоносова в области русского языка // Молодежный вестник ИрГТУ. – 2020. – Т. 10, № 3. – С. 83-88.
• Землякова Н.В., Гарбовская Н.Б. Образные средства языка в выступлениях судебных ораторов как один из приемов эффективной коммуникации // Теория и практика общественного развития. – 2018. – № 6 (124). – С. 95-99.
• Риторика М.В. Ломоносова / науч. ред. П.Е. Бухаркин, С.С. Волков, Е.М. Матвеев. – СПб.: Нестор-История, 2017. – 632 с.
• Риторика: учебное пособие / Авт. и сост. И.Н. Кузнецов. – 8-е изд., стер. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2021. – 558 с.
• Спасович Владимир Данилович. Судебные речи [Электронный ресурс] // Lib.ru/Классика. URL: http://az.lib.ru/s/spasowich_w_d/text_0030.shtml (Дата обращения: 08.11.2023).
• Якимов Я.И. Аргументация как приём: возможности и проблемы // Студент и наука (гуманитарный цикл) – 2023: материалы международной студенческой научно-практической конференции. – Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2023. – С. 1078-1081.