Фрагмент для ознакомления
2
В Средние века процесс развития европейской философии тесным образом связывалось с христианством. Именно в указанную эпоху происходила разработка и последующее закрепление религиозного понимания сущности окружающего мира, вместе с ликвидацией практически любого инакомыслия. При этом к одному из крупнейших направлений философии, напрямую связанных с христианским мировоззрением, относят схоластику.
Схоластика – это особое направление религиозно-философской мысли периода IX-XIV столетий, характеризующейся стремлением к общей систематизации, а также рациональному обоснованию христианского вероучения.
Необходимо указать, что само слово «схоластика» исходит от латинского schola (то есть «школа»). Данным термином обозначается чаще всего сама философия, преподаваемая в школах средневековья.
Это направление изначально не имело столь укоризненного смысла, с каким оно начало использоваться в новые времена. То есть в период, когда схоластическая философия очень часто подверглась нападкам непосредственно от представителей нового умственного движения. В настоящее время слово «схоластика» применяется и по отношению к древней науке, и практически ко всем критериям современного образования.
Это философское течение в себя включает религиозную науку, однако не в смысле свободного понимания в сфере основных вопросов нравственного становления характера, а в плане особого наполнения логическими понятиями, а также методами мышления.
Первоначально философствование схоластиков развивалось на основе установленного учения древней церкви и работ античной философии, сохранившихся до средних веков. В схоластике особое место занимало церковное учению, вместе с которым заметное внимание уделялось философскому направлению. То есть два метода соединялись в единое целое.
В период яркого расцвета схоластических концепций теология и философия достаточно быстро перешли одна в другую, тем не менее различие их природы в скором времени себя проявил – то есть философское и богословие течение достаточно резко друг от друга обособились [1, c. 184].
Схоластика являет собой сформированную классическую форму практически всей религиозной философии, в связи с этим исследователи в ее развитии истории выделяют такие периоды:
1) ранняя схоластика (IX-XII вв.);
2) зрелая схоластика (XIII в.);
3) поздняя схоластика (XIII - XIV столетиях).
Необходимо указать, что истоки схоластики относятся к позднеантичной философии, в первую очередь к Проклу (его установка на вычитывание ответов практически на все вопросы именно из авторитетных текстов, которыми для Прокла являющиеся сочинения Платона, сакральные тексты античного язычества, наконец, это энциклопедическое суммирование различной проблематики, особое соединение мистически истолкованного мифа непосредственно с его рассудочной разработкой). К схоластике отцы Церкви (это Л. Византийский, И. Дамаскин) подходят по мере завершения работы над догматическими основами церковной доктрины. Особо важное значение имела работа Божэция, посвященная перенесению греческой культуры на основе логической рефлексии в латиноязычную традицию. Им был поставлен вопрос о том, являются ли общие понятия исключительно внутриязыковой реальностью либо же они обладают онтологическим статусом. Этот вопрос породил продолжающуюся веками и основную для схоластики дискуссию непосредственно между представителями номинализма и реализма.
Ранняя схоластика (IX-XII вв.) в качестве социокультурной основой были как монастыри, так и монастырские школы. Эта основа рождается в весьма драматических спорах относительно места так называемой диалектики (то есть методических рассуждений) в процессе поиск духовной истины. При этом крайние позиции рационализма (это Беренгар Турский), а также фидеизма (П. Дамиани) не могли для схоластики являться конструктивными.
При этом средний путь предложен был восходящей к Августину формулой Ансельма Кентерберийского, звучащую как «верую, чтобы понимать». В XII столетии мыслительные инициативы П. Абеляра и других теологов (это сен-викторская и шартрская школы) способствовали процессу развития схоластического метода, а также и подготовили переход к последующей эпохе [1, c. 186].
В свою очередь высокая схоластика (XIII – начало XIV столетия) развивается именно в контексте системы открываемых по всей Европе университетов. Для нее фоном служит достаточно активное участие в умственной жизни так называемых нищенствующих орденов – то есть между собой соперничающих францисканцев и доминиканцев. Значимым стимулом становится распространяющееся знакомство с различными текстами Аристотеля, а также текстами его европейских и арабских комментаторов. Но попытка в оборот школ ввести все те аристотелевские и аверроистские тезисы, являющиеся несовместимыми с основами христианской веры, неизменно подвергается осуждению (например, это случай Сигера Брабантского). Доминирующее направление, в первую очередь выразившееся в творчестве Фомы Аквинского, активным образом стремится к непротиворечивому синтезу знания и веры, а также к системе иерархических уровней, религиозно-философские умозрения и вероучительные догматы в рамках которой оказались бы дополнены ориентирующейся именно на Аристотеля социально-теоретической, а также естественно-научной рефлексией. Оно почву находит в рамках доминиканского ордена, однако встречает в первый момент протест непосредственно со стороны консерваторов (это осуждение некоторых тезисов епископом Парижским в 1277 г., и аналогичные акты в Оксфорде). Далее это происходило всё чаще и уже на протяжении столетий воспринимается в качестве нормативного варианта схоластики. Но авторитарный плюрализм, который был задан параллельным сосуществованием непосредственно в католицизме зрелого Средневековья разных орденов, формирует возможность для разработки, в первую очередь внутри францисканского ордена, некоего альтернативного типа схоластики, направленной на августиновский платонизм мистической метафизикой Бонавентуры, изменением акцента с интеллекта именно на волю, а также с абстрактного на единичное у И.Д. Скота и т.п. [3].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аблеев, С.Р. История мировой философии: учебное пособие / С.Р. Аблеев. – Москва: Академия, 2005. – 458 с. – Текст: непосредственный.
2. Аристотель. Метафизика. Сочинения: в 4-х т. Т. 1. – Москва: Высшее образование, 1976. – 312 с. – Текст: непосредственный.
3. Баринова, С.Г. Схоластика как систематическая европейская философия периода средних веков / С.Г. Баринова // Социодинамика. – 2022. – № 7. – URL: https;//nbpublish.com'library_read_article.php?id=38412 (дата обращения: 05.11.2023). – Текст: электронный.
4. История философии: Запад–Россия–Восток: учебник для вузов / под редакцией Н.В. Мотрошиловой. – Москва: Греко-латинский кабинет, 1995. – 688 с. – Текст: непосредственный.
5. Лега, В.П. История западной философии. Ч.1. Античность. Средневековье. Возрождение / В.П. Лега. – Москва: ПСТГУ, 2009. – 422 с. – Текст: непосредственный.
6. Новая философская энциклопедия. В 4 т. / РАН. Ин-т философии. – Москва: Мысль, 2010. – Т. 4. – 346 с. – Текст: непосредственный.
7. Петрова, А.С. Доказательство бытия Бога в схоластике / А.С. Петрова Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. – 2010. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dokazatelstvo-bytiya-boga-v-sholastike/viewer. (дата обращения: 05.11.2023). – Текст: электронный.
8. Спиркин А.Г. Философия: учебник / А.Г. Спиркин. – Москва: Юрайт, 2014. – 828 с. – Текст: непосредственный.