Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования предметов ведения субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления проистекает из нескольких важных факторов.
Во-первых, система местного самоуправления является одним из основных принципов организации государственной власти в России. Субъекты Российской Федерации обладают определенными полномочиями в сфере местного самоуправления, которые закреплены Конституцией и другими законодательными актами. Исследование предметов ведения субъектов Российской Федерации позволяет более точно определить, какие именно полномочия относятся к ведению местных органов власти и как они могут быть осуществлены.
Во-вторых, исследование предметов ведения субъектов Российской Федерации позволяет оценить эффективность работы местных органов власти и сравнить ее с их полномочиями. Нередко возникают ситуации, когда местные органы власти не имеют достаточных ресурсов или полномочий для решения конкретных задач. Исследование предметов ведения позволяет выявить подобные проблемы и предложить соответствующие решения.
В-третьих, исследование предметов ведения субъектов Российской Федерации позволяет определить сферы сотрудничества и взаимодействия между местными органами власти и органами государственной власти на разных уровнях. Такая информация может быть полезной для оптимизации работы системы государственного управления, улучшения координации и согласования действий между различными уровнями власти.
Наконец, исследование предметов ведения субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления может быть полезным при разработке новых моделей организации государственного управления или при внесении изменений в существующую систему. Результаты исследования могут послужить основой для принятия решений, направленных на улучшение работы местных органов власти и повышение эффективности местного самоуправления в целом.
Федеративные государства используют понятие "предметы ведения" для определения сфер общественных отношений, которые регулируются как на федеральном уровне, так и на уровне его субъектов. Эти предметы ведения и полномочий определяют конкретные полномочия Российской Федерации и ее субъектов, которые они могут осуществлять в соответствии с принципом разграничения полномочий. В России в настоящее время активно ведется работа по приведению регионального законодательства в соответствие с федеральным законодательством и, прежде всего, с Конституцией РФ. Однако понятие "федерализм" до сих пор вызывает интерес у правоведов. Широко распространено мнение о том, что Россия склонна к унитаризму, и многие авторы уделяют внимание разработке института федеральной интервенции. В настоящее время нет единого мнения о том, какая организация правового пространства РФ будет наиболее правильной, какие его части должны составлять и какими механизмами следует пользоваться для обеспечения однородности и единства правового пространства РФ. Таким образом, предметы совместного ведения органов государственной власти РФ и субъектов РФ остаются одной из ключевых тем дискуссий среди правоведов, и их изучение остается важным и актуальным.
Объектом исследования итоговой аттестационной работы являются предметы ведения субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления. Этот предмет исследования охватывает правовые, организационные и функциональные аспекты взаимодействия регионов с федеральным уровнем власти в сфере местного самоуправления.
Предметом исследования итоговой аттестационной работы являются предметы ведения субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления.
Целью данной работы является: всестороннее исследование и анализ принципов и порядка разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерации и субъектами Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- соотнести понятия «предметы ведения» и «полномочия»;
- выявить особенности конституционно-правового регулирования разграничения предметов ведения в Российском государстве;
- определить способы разграничения предметов ведения и полномочий между федерацией и ее субъектами;
- изучить разграничение предметов ведения между РФ и субъектами РФ посредством Конституции РФ 1993 года;
- определить договор как способ разграничения полномочий между РФ и субъектами РФ в сфере совместного ведения.
Источниковой базой итоговой аттестационной работы послужили: учебная литература, фундаментальные теоретические труды ученых в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных авторов, статьи в специализированных и периодических изданиях, посвященных данной тематике, справочная литература, нормативно–правовые источники Правительства РФ, Министерств и ведомств, прочие актуальные источники информации.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: содержательный анализ научных источников, включая диссертационные исследования, учебных и учебно–методических материалов, системный анализ; математическая обработка экспериментальных данных; сравнение, обобщение.
Итоговая аттестационная работа состоит из введения, двух глав с подглавами, заключения, библиографического списка.
1. Теоретические основы предмета ведения субъектов РФ
1.1 Принцип разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами
В Конституции РФ, в главе 3, статье 5, отражен следующий принцип. Хотя статья указывает на разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, можно рассмотреть этот вопрос более широко: в Российской Федерации существует разделение предметов ведения и полномочий не только между органами, но и между самой Федерацией и ее субъектами. Также статьи 71, 72 и 73 Конституции РФ обсуждают вопрос о том, как Федерация и ее субъекты осуществляют ведение и совместное ведение, а не их органы. Разделение полномочий и ведения между федеральным правительством и региональными органами управления является основой для рациональной организации общегосударственного и регионального управления в федеративном государстве. Мы уже рассмотрели разные варианты разграничения предметов ведения и полномочий внутри федерации. Россия выбрала определенный путь, в котором определены следующие аспекты: а) только Федерация имеет полномочия и занимается определенными предметами ведения; б) некоторые предметы ведения являются совместными для Федерации и ее субъектов, и внутри каждой стороны есть собственные полномочия; в) все остальное относится к предметам ведения и полномочиям субъектов. Согласно Конституции РФ, в стране существуют предметы ведения, которые принадлежат исключительно Российской Федерации (согласно статье 71) и предметы совместного ведения, где Федерация и ее субъекты имеют совместные полномочия (согласно статье 72). Эти предметы очень разнообразны: некоторые полномочия осуществляются исключительно Россией, другие — субъектами. Все, что выходит за рамки статей 71 и 72 Конституции РФ, является компетенцией субъектов. Согласно федеральной Конституции, не все вопросы и полномочия, принадлежащие субъектам, полностью перечислены. Вместо этого Конституция исходит из принципа,
что все, что не входит в ведение Федерации, принадлежит субъектам. Те вопросы, которые относятся к ведению Федерации согласно статьям 71 и 72 Конституции, можно назвать вопросами исключительного ведения или компетенции Российской Федерации. С другой стороны, их также можно рассматривать как вопросы исключительной компетенции субъектов, поскольку органы Федерации не имеют права решать их вместо субъектов. Статья 76 Конституции РФ содержит специальные механизмы гарантирования осуществления принципа, который рассматривается. Во-первых, она предоставляет Российской Федерации право на федеральное нормативное правовое регулирование общественных отношений. Согласно пункту 1 статьи 76, федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации, принимаются по вопросам, относящимся к компетенции Российской Федерации. Согласно статье 76 части 2, федеральные законы и законы и другие нормативные правовые акты, которые принимаются субъектами Российской Федерации в соответствии с ними, издаются по предметам, которые являются совместными для Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Кроме того, Конституция предоставляет субъектам право осуществлять "собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов", за пределами сферы компетенции Федерации, в соответствии с частью 4 статьи 76. Дополнительно, Конституция обязывает субъекты выполнять законодательство федерального уровня (ч. 2 ст. 76). "Законы и другие правовые акты, принятые субъектами Российской Федерации, не должны противоречить федеральным законам, принятым согласно первой и второй частям данной статьи. Если имеется противоречие между федеральным законом и другим актом, принятым в Российской Федерации, применяется федеральный закон" (ч. 5 ст. 76). И, кроме того, Конституция гарантирует права субъектов при их законных действиях. Если федеральный закон и нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, принятый в рамках его полномочий, противоречат друг другу, то приоритет отдается
нормативному правовому акту субъекта Российской Федерации. Принцип разделения компетенций и полномочий в федеративной системе России предполагает, что как Федерация, так и субъекты имеют возможность влиять на принимаемые решения друг друга. Это влияние осуществляется через конституционные способы. На федеральном уровне субъекты имеют право участвовать в процессе принятия решений либо влиять на них посредством своих представителей в федеральных органах, путем внесения законопроектов и других нормативных актов, а также официального выражения своей позиции соответствующим органам. Иногда необходимо получить одобрение от субъектов на федеральном уровне для вступления в силу решений, например, закон о поправках к главам 3—8 Конституции РФ может быть подвергнут одобрению законодательными органами не менее чем двух третей субъектов (согласно статье 136 Конституции). Влияние Федерации на осуществление компетенции субъектов является многоаспектным. Федерация имеет возможность прямо регулировать часть общественных отношений, связанных с предметами, отнесенными к совместному ведению. Кроме того, она может принимать рамочные законы в этих сферах. Обе эти группы документов определяют основные направления последующего нормативного регулирования в субъектах РФ по предметам совместного ведения. Кроме того, Федерация может оказывать помощь субъектам РФ, включая поддержку в осуществлении полномочий, отнесенных к их компетенции. Также Федерация осуществляет координацию усилий субъектов, обеспечивая согласованные действия как свои собственные, так и действия субъектов. Сегодня в Российской Федерации существует актуальная проблема определения сферы компетенции и полномочий между различными её субъектами. Главная цель здесь - достижение единого и демократического решения множества вопросов на федеральном уровне, при этом сохраняя независимость регионов в решении всех остальных вопросов.
1.2 Конституционно-правовое разграничение предметов ведения и полномочий
В мировой практике существуют несколько основных моделей разграничения предметов ведения и полномочий в области конституционного права, которые составляются из следующих компонентов: исключительной компетенции федерации; исключительной компетенции субъектов федерации; совместной компетенции федерации и ее субъектов; остаточной компетенции, которая распределяется по-разному в зависимости от степени централизации в федерации.
Основным фактором, определяющим особенности правового регулирования круга вопросов, за которые отвечает федеральное правительство, является способ разграничения компетенций. В специальной литературе по государственному и правовому устройству выделяются два основных подхода к разграничению полномочий между центральной властью и ее регионами: дуализм и кооперация.
Двойственный аппарат управления предполагает, что государственная власть разделена на два отдельных уровня — федеральный и региональный, и каждый из них имеет свои компетенции. При этом определяются либо только сферы ответственности федерации, либо и федеральные, и региональные сферы ведения. Важно отметить, что каждый уровень власти считается независимым и не имеет права вмешиваться в дела другого уровня.
Показать больше