Фрагмент для ознакомления
2
Задание 1
Перечислите основные источники земельного права.
Конституция Российской Федерации (далее- Конституция РФ) обладает высшей юридической силой, занимает центральное место среди источников земельного права. Ряд положений Конституции РФ имеет непосредственное значение для земельного права, так как является основой для развития зе-мельного законодательства.
На основании ст. 2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельное законодательство в соответствии с Конституцией РФ нахо-дится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.
Так, основы земельного законодательства РФ закреплены в Конститу-ции РФ, в соответствии с которой земля и другие природные ресурсы ис-пользуются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и дея-тельности народов, проживающих на соответствующей террито-рии. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных фор-мах собственности (ст. 9). Иные нормы, касающиеся земельных правоотно-шений, определены в ст. ст. 36, 42, 72 Конституции РФ.
Следует обратить внимание, что согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международ-ные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмот-ренные законом, то применяются правила международного договора.
Среди федеральных законов, регулирующих вопросы земельного пра-ва, можно отметить следующие:
- ЗК РФ; Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ), Лесной кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Россий-ской Федерации , Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
- Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - ФЗ № 101);
- Федеральный закон от 10.01.1996 № 4-ФЗ «О мелиорации земель»;
- Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»;
- Федеральный закон от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации госу-дарственного и муниципального имущества»;
- Федеральный закон от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» ;
- Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономиче-ских зонах в Российской Федерации» ;
- Федеральный закон от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве»;
Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности»;
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и др.
На основании абз.3 ч.1 ст. 2 ЗК РФ земельные правоотношения могут регулироваться указами Президента Российской Федерации; а также соглас-но положений ч.2 вышеуказанной статьи, Правительство РФ, орга-ны исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, регули-рующие земельные отношения
В частности, это институты собственности на землю, ограничения вещ-ных прав, оборота участков, управления земельным фондом, экологических требований и ответственности за допущенные правонарушения определяют правовой режим отдельных категорий земель, выделяемых гражданам или юридическим лицам органами государственной и муниципальной власти по целевому назначению.
Примером может служить следующие нормативно-правовые акты:
- Указ Президента РФ от 24.12.1993 № 2287 «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Рос-сийской Федерации»;
- Постановление Правительства РФ от 14 мая 2021 г. № 731 «О Госу-дарственной программе эффективного вовлечения в оборот земель сельско-хозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Россий-ской Федерации»;
-Приказ Минсельхоза России от 24.12.2015 № 664 «Об утверждении Порядка осуществления государственного мониторинга земель сельскохо-зяйственного назначения»;
-Закон Курской области от 11.02.2010 № 2-ЗКО «Об особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодьях на территории Курской обла-сти»;
-Постановление Администрации Курской области от 29.06.2011 N 278-па «Об утверждении перечня особо ценных продуктивных сельскохозяй-ственных угодий на территории Курской области, использование которых для других целей не допускается» и т.д.
Как и любые правоотношения, земельные правоотношения регулиру-ются со стороны государства и общества.
Нормативное регулирование земельных правоотношений в Российской Федерации представлено в виде ряда федеральных законов, нормативных актов субъектов РФ, а также международных актов и договоров, совокуп-ность которых представляет собой земельное законодательство.
Задание 2
Используя ЗК РФ, укажите основные категории земель.
Принцип деления земель по целевому назначению на категории являет-ся одним из основных принципов земельного законодательства с момента принятия Земельного кодекса в 2001 году.
Положениями ЗК РФ законодатель ввел классификацию земель по категориям.
Согласно ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:
1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли населенных пунктов;
3)земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовеща-ния, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической дея-тельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назна-чения;
4) земли особо охраняемых территорий и объектов;
5) земли лесного фонда;
6) земли водного фонда;
7) земли запаса.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зо-нированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных фе-деральных законов.
Ответьте на вопрос: «Какое значение имеет разделение земель на катего-рии?».
Наша планета Земля уникальна. Благодаря ее ресурсам на протяжении многих лет развивалось общество и сами люди. Около десяти тысяч назад в жизни человека произошли кардинальные изменения, которые значительным образом повлияли на дальнейшее развитие самих людей, общества и мира. Изначально первобытные люди были вынуждены выживать благодаря соби-рательству и охоте, которые впоследствии трансформировались в земледелие и скотоводство.
Тысячи задач стояли перед нашими предками тогда, когда они стали совершенствовать свои навыки что бы выжить, обеспечить себя и свое племя ресурсами для дальнейшего существования. Переход от присваивающего хо-зяйства к производящему ученые назвали неолитической революцией. Этот процесс занял целые сотни и даже тысячи лет.
Однако, похожие задачи стоят и перед нами, современным обществом. «Покупайте землю, ее больше не производят», -эти слова принадлежат М. Твену. Действительно благодаря земельным ресурсам общество может раз-вивать растениеводство, животноводство. И все это благодаря земле, но она, как и иной ресурс ограничен.
На сегодняшний день политические и социально-экономические собы-тия доказывают тот факт, что для обеспечения продовольственной безопас-ности необходимо располагать необходимым ресурсным потенциалом, спо-собным удовлетворить потребности населения страны.
Российская Федерация является страной, у которой обширные земель-ные ресурсы, позволяют реализовать многие задачи по обеспечению продо-вольственной безопасности.
И так, Российская Федерация, как и большинство иных стран и госу-дарств, располагается на определенной территории. Земли, находящиеся в пределах Российской Федерации, составляют земельный фонд страны.
Согласно действующему законодательству государственный учет наличия и использования земель в Российской Федерации осуществляется по категориям земель и угодьям без включения в состав земельного фонда зе-мель, покрытых внутренними морскими водами и территориальным морем.
Целью государственного учета земель является получение системати-зированных сведений о количестве, качественном состоянии и правовом по-ложении земель в границах территорий, необходимых для принятия управ-ленческих решений, направленных на обеспечение рационального и эффек-тивного использования земель .
В составе земельного фонда категория земель – это часть земельного фонда, выделяемая по основному целевому назначению, имеющая опреде-ленный правовой режим.
Отнесение земель к категориям осуществляется согласно действующе-му законодательству в соответствии с их целевым назначением и правовым режимом. Как отмечалось ранее, действующим законодательством преду-смотрено 7 категории земель.
Чтобы эффективно использовать территории, контролировать состоя-ние и сохранять биосистемы, весь земельный фонд PФ поделён на категории и виды разреженного использования.
Раздел на категории помогает сохранить и защитить земли как при-родный объект, поэтому при классификации учитывают фактическое состоя-ние территории.
Для каждой категории на законодательном уровне устанавливают ре-жим использования.
Категория земель — это описание свойств и правовой режим использо-вания территорий, соблюдение которого контролируется на законодатель-ном уровне.
Кроме традиционного учета земель по категориям и угодьям в настоя-щее время, когда земля может находиться в различных формах собственно-сти, учет осуществляется по категориям и формам собственности. В соответ-ствии с действующим законодательством земля может находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. На праве частной собственности земля принадлежит гражданам и юридическим лицам. В государственной собственности находятся земли, не переданные в соб-ственность граждан, юридических лиц, муниципальных образований. Госу-дарственная собственность состоит из земель, находящихся в собственности Российской Федерации, и земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации. Земли, принадлежащие на праве собственности го-родским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образова-ниям, являются муниципальной собственностью.
Исходя из вышеизложенного можно отметить, что от того, насколько рационально используются земельные ресурсы, во многом зависит и разви-тие экономики, общества и государства в целом.
Задание 3
Используя ЗК РФ, укажите основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно ЗК РФ права, на земельные участки в РФ возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации.
Согласно ст. 39.1. ЗК РФ основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципаль-ной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного само-управления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, могут предоставляться на основании решений Правительства Российской Федера-ции в собственность государственным корпорациям, публично-правовой компании "Единый заказчик в сфере строительства" в качестве имуществен-ного взноса Российской Федерации в соответствии с федеральными закона-ми.
Предоставление земельного участка является процессом, вовремя которого государственное или муниципальное имущество, представленное одним из ключевых ресурсов - землей, передается для достижения опреде-ленных целей и (или) во исполнение федеральных, региональных или муни-ципальных программ физическому или юридическому лицу в порядке и на основаниях, установленных действующим российским законодательством.
Процесс передачи земли может быть оформлен при помощи договора о предоставлении земельного участка, в содержании которого фиксируется, для каких целей, на каких условиях и на какой срок этот участок предостав-ляется пользователю, какие права и обязанности возникают у него в связи с приобретением господства над конкретным земельным участком.
Право на земельный участок также может возникнуть из акта государственного органа или органа местного самоуправления, наделенных полномочиями предоставления земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Акт (решение) органа государственной власти или местного само-управления в данном случае является основанием для возникновения права постоянного бессрочного пользования, права собственности (в случае даль-нейшей приватизации), права безвозмездного срочного пользования на зе-мельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной соб-ственности
Предоставление земельного участка гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного ор-гана осуществляется в соответствии со ст. 39.5 ЗК РФ.
Продажа земельного участка, находящихся в государственной или му-ниципальной собственности, по общему правилу осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ.
Предметом торгов может быть только земельный участок с установ-ленными границами, при этом решение о проведении торгов, принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юриди-ческих лиц.
Непосредственным моментом перехода прав на земельный участок является дата внесения соответствующих изменений в ЕГРН согласно Феде-ральному закону от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости.
Показать больше