Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение 2
Особенности психического развития детей дошкольного возраста, имеющих задержку психического развития 3
Организация коррекционной работы с детьми дошкольного возраста, имеющими задержку психического развития 6
Заключение 9
Список использованных источников 10
Приложения 11
Фрагмент для ознакомления
2
Современное общество ставит перед образовательными учреждениями и педагогами важную задачу – обеспечить равные возможности для развития каждого ребенка, включая детей с задержкой психического развития. Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста, страдающими от задержки психического развития, является одним из наиболее актуальных направлений в сфере специального образования.
Задержка психического развития является серьезной проблемой, которая затрагивает множество детей и их семей. Отсутствие своевременной и комплексной коррекционно-развивающей работы может привести к дальнейшим проблемам в обучении, адаптации в обществе и формировании самооценки у детей с задержкой психического развития.
Целью данного исследования является изучение организации коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Для достижения поставленной цели будет использован комплексный подход, включающий анализ литературных источников, наблюдение за детьми с задержкой психического развития в условиях коррекционно-развивающей работы, а также проведение экспериментов с применением различных методик и программ коррекционного развития. В результате исследования будут собраны и проанализированы данные о прогрессе детей, оценены эффективность и результативность различных методов коррекционно-развивающей работы.
Таким образом, данное исследование имеет важное значение для практической деятельности педагогов и специалистов в области специального образования, а также для родителей детей с задержкой психического развития. Результаты исследования помогут определить оптимальные методы и подходы к коррекционно-развивающей работе с этой категорией детей, способствуя их полноценному развитию и успешной адаптации в обществе.
Особенности психического развития детей дошкольного возраста, имеющих задержку психического развития
Комплексное изучение детей с задержкой психического развития началось в советской дефектологии в 60-е годы. В то время в книге Т.А. Власовой и Н.С. Певзнер «О детях с отклонениями в развитии» были представлены первые обобщения клинических данных и общие рекомендации по коррекционной работе с такими детьми.
С течением времени изучение детей с задержкой психического развития стало все более распространенным как в нашей стране, так и за рубежом. Множество исследователей, таких как В. И. Лубовский, Н. А. Никашина, Н. А. Цыпина, К. С. Лебединская, В. В. Лебединский, И. Ф. Марковская и другие, внесли свой вклад в это направление. [1]
Задержка психического развития – это синдром временного отставания в развитии психики в целом или отдельных ее функций, таких как моторные, сенсорные, речевые, эмоционально-волевые. Это может быть вызвано замедленным темпом реализации свойств организма, закодированных в генотипе. Задержка психического развития может быть обратимой, а основные черты этого состояния – повышенная истощаемость, низкая работоспособность, незрелость эмоций, слабость воли, психопатоподобное поведение, ограниченный запас общих представлений, бедный словарный запас, трудности в звуковом анализе и несформированность навыков интеллектуальной деятельности.
Понятие «задержка психического развития» применяется к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью центральной нервной системы, а также к детям, которые находятся в условиях социальной депривации на протяжении длительного времени. Диагноз «задержка психического развития» может быть поставлен только психолого-медико-педагогической комиссией лечебного заведения.
В отечественной коррекционной педагогике понятие «задержка психического развития» является психолого-педагогическим и отражает отставание в развитии психической деятельности ребенка.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей. / Под ред. Лебединского К.С. – М.: -1982.
2. Борякова, Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. М.: Гном-Пресс, - 2002.
3. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики / А.Д. Гонеев - М: Дрофа, 2001.
4. Дробинская А.О. Ребенок с ЗПР. - М.: Школьная пресса, - 2005.
5. Сунагатуллина И.И., Александрова И.А. Психолого-педагогическая коррекция и развитие познавательной сферы детей дошкольного возраста с ЗПР // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2016. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskaya-korrektsiya-i-razvitie-poznavatelnoy-sfery-detey-doshkolnogo-vozrasta-s-zpr (дата обращения: 10.11.2023).
6. Шевченко, С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-методические аспекты / С.Г. Шевченко. – М.: Владос, - 2000.