Фрагмент для ознакомления
2
Письменные задания по теме 1: Основы контрактной системы.
Задание 1. Представьте характеристику принципов контрактной системы. Приведите конкретные примеры реализации принципов контрактной системы.
Для обоснования своего ответа необходимо в обязательном порядке ссылаться на нормативные материалы, а также иные материалы, которые вы используете для подготовки ответа. Решение выполняется в письменной форме (конкретный вид: таблица, текст, на усмотрение обучающегося) и сдается на проверку преподавателю. После проверки проводится дискуссия с целью оценки доводов и ошибок.
Ответ:
В соответствии со ст. 6 Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 14.11.2023) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Принципам открытости и прозрачности посвящена ст. 7 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок. Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе. Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной (примером могут служить положения ст. 49 Закона. Любое лицо может не только получить сведения в ЕИС).
Относительно принципа обеспечения конкуренции можно отметить следующее. Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (ст. 8 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»). (Примером могут служить положения ст. 49 Закона. Любое лицо может принять участие в торгах).
Принцип профессионализма заказчика раскрывается в ст. 9 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок. Заказчики, специализированные организации принимают меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации (примером могут служить положения ч. 6 ст. 38 Закона. Контрактным управляющим может быть лицо с высшим или дополнительным профобразованием в сфере государственных торгов).
Принцип стимулирования инноваций раскрывается в ст. 10 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции (примером могут служить положения ст. 24 Закона. Предусмотрены торги в виде двухэтапного конкурса и конкурса с ограниченным участием).
Принцип единства контрактной системы в сфере закупок раскрывается в ст. 11 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Контрактная система в сфере закупок основывается на единых принципах и подходах, предусмотренных настоящим Федеральным законом и позволяющих обеспечивать государственные и муниципальные нужды посредством планирования и осуществления закупок, их мониторинга, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок. (Примером единства контрактной системы в сфере закупок могут служить требования к исполнителям государственного контракта. Они установлены ст. 31 Закона, их следует применять ко всем участникам торгов. Исключение составляют случаи, когда Правительство РФ устанавливает дополнительные требования).
Принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок раскрывается в ст. 12 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд. Должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и нормативными правовыми актами, указанными в частях 2 и 3 статьи 2 настоящего Федерального закона.
Задание 2. Приведите примеры создания контрактных служб с разной организационной структурой. Решение выполняется в письменной форме и сдается на проверку преподавателю. После проверки проводится дискуссия с целью оценки доводов и ошибок.
Ответ:
В системе Росводресурсов более половины организаций, имеющих право назначать контрактных управляющих, перешли к созданию контрактных служб. В случае если контрактная служба создается как отдельное структурное подразделение, ее возглавляет руководитель структурного подразделения, назначаемый на должность приказом руководителя заказчика либо уполномоченного лица, исполняющего его обязанности. В Росводресурсах такой способ организации контрактной службы не применялся.
В системе Федерального агентства водных ресурсов контрактные службы созданы в 68% территориальных органах и подведомственных организациях, а в 32% назначены контрактные управляющие. При этом в состав контрактных служб в среднем входит 57% руководящего состава и 43% специалистов, учитывая то, что исполнение функций, возлагаемых на контрактную службу, требует привлечения специалистов различных областей – снабженцев, финансистов, юристов, экономистов, технических специалистов, сметчиков, строителей (проектировщиков), бухгалтеров.
Что касается специализации сотрудников служб, то на производственников и хозяйственников приходится 30 и 10% соответственно от общего количества сотрудников контрактных служб. Бухгалтеры и финансисты составляют 14%, юрисконсульты – 9%, экономисты – 16%. На долю управленцев и ИТ-специалистов приходится 18 и 3% соответственно.
Письменное задание по теме 2: Законодательство РФ о контрактной системе.
Задание 1. Проведите анализ действующего законодательства о государственных и муниципальных закупках, выберите из законодательного массива 5 актов, имеющих отношение к рассматриваемой сфере общественных отношений, и выявите в них коррупциогенные факторы, сделав это в виде таблицы. Коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются:
а) широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий государственного органа, органа местного самоуправления или организации (их должностных лиц);
б) определение компетенции по формуле "вправе" - диспозитивное установление возможности совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
в) выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц);
г) чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию государственного органа, органа местного самоуправления или организации, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;
д) принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;
е) заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;
ж) отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
з) отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага);
и) нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.
Коррупциогенными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, являются:
а) наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
б) злоупотребление правом заявителя государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций;
в) юридико-лингвистическая неопределенность – употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
Показать больше