Фрагмент для ознакомления
2
Тема 6. Формы работы по речевому развитию детей дошкольного возраста в норме и ограниченными возможностями здоровья
Задание
Разработайте тему, образовательные задачи и содержание НОД по речевому развитию для детей с нарушением слуха по одной из тем комплексно-тематического планирования (группа по выбору).
Рекомендации по выполнению задания
1. Изучите материал электронного учебника по лекции 1.6.
2. Сформулируйте тему НОД по речевому развитию для детей с нарушением слуха.
3. Определите образовательные задачи. Образовательные задачи должны быть представлены тремя группами.
4. Определите и перечислите материалы и оборудование, которые будут использоваться в процессе НОД по речевому развитию для детей с нарушением слуха.
5. Продумайте и опишите содержание деятельности и методические рекомендации по ее реализации.
КОНСПЕКТ
НОД по речевому развитию для детей с нарушением слуха
по теме «Игрушки» (старшая группа)
Образовательные задачи
1. Задачи, направленные на получение когнитивного опыта
1.1 Развивать умение воспринимать и воспроизводить названия игрушек, фразы по теме в различных игровых ситуациях через слушание полуподготовленных фраз.
1.2 Способствовать развитию речи через художественное слово, полные ответы на вопросы, составление рассказа об игрушках.
1.3 Обогащать словарный запас за счет обозначений качеств игрушек
2. Задачи, направленные на получение эмоционально-ценностного опыта
2.1.Закрепить правильное произнесение названий игрушек и обобщающее слово «игрушки».
2.2. Стимулировать речевую активность через формирование умения пользоваться фразой при построении схемы рассказа и самостоятельного высказывания.
2.3. Развивать моторику, координацию движений, через подвижные и музыкальные игры в пространстве.
3. Задачи, направленные на получение опыт практической деятельности
3.1. Активизировать и закреплять произношение звуков, в слогах, в коротких словах.
3.2. Расширять и закреплять знания детей об игрушках
Материалы и оборудование
–большая коробка с надписью «ИГРУШКИ»,
-компьютер с игрой «Оркестр»,
-презентация «Карта»,
-сенсорная дорожка и « сухой бассейн» (сенсорная комната),
-наборы игрушек для дифференцирования (твёрдые – мягкие, круглые –не круглые, он – она)и условные обозначения ,
-большой мяч, накрытый тканью,
-набор схем и символов – обозначений для рассказа,
-мячики – смайлики для рефлексии.
Конструктор непрерывной образовательной деятельности
Этапы Содержание деятельности Методические указания
Подготовительный этап 1 Проводим разминку – настрой на занятие под музыкальное сопровождение «Доброе
утро» из авторской программы Лазарева М.Л. «Здравствуй».
2 –Ребята, чем вы сегодня хотели бы заняться? Что вы любите делать больше всего? Дети
проговаривают свои предложения, чаще всего говорят, что хотели бы поиграть. А что нам
нужно, чтобы играть? (ИГРУШКИ)
Обращаться по имени, привлекать всех детей к беседе, особенно малоактивных детей
Основной этап 3 – Ну конечно, игрушки! Вот я принесла целую коробку игрушек (выставляется большая
коробка с надписью « ИГРУШКИ»). Давайте вместе проговорим красиво, что там. Дети
сопряжённо, а затем самостоятельно проговаривают слово - обобщение. Открываем
коробку - она пуста. – Ой, что же делать теперь? Без игрушек играть не интересно! Дети
предлагают свои варианты (надо купить, самим сделать, искать).
4 НА ЭКРАНЕ КОМПЬЮТЕРА ПОЯВЛЯЕТСЯ КАРТА - схема. А, вот куда разбежались наши
игрушки, теперь собрать их будет сложно. Вот и карта. Чтобы собрать и вернуть все наши
игрушки мы должны сначала поиграть и послушать музыкальные игрушки, потом
отправимся по тропинке в бассейн, затем в магазин игрушек, а затем в конце нас ждёт
какой – то сюрприз…Заданий много, пора начинать.
5 Игра « Различи на слух звучание музыкальных инструментов» На экране компьютера .
Сначала прослушиваем звучание всех инструментов с называнием их, затем ребёнок
должен различить на слух, какой инструмент звучал. Молодцы, в нашей коробочке
появились дудочка, бубен и барабан.
6 Впереди бассейн. Мы пойдём к нему по массажной дорожке. Наступая на каждый круг –
называй игрушку, название которой уже знаешь. Дети проходят дорожку, вспоминая
самостоятельно названия игрушек.
7 Игры в «сухом бассейне». Сначала упражнение «воронки» руками, ногами, затем
«Достань со дна игрушку», разыскивая на ощупь игрушки (бычок, зайчик, мяч, мишка,
слон..).Итак, мы разыскали ещё игрушки. Давайте вспомним, какие стихи про них
знаем.
Рассказывание стихов А.Барто «Игрушки»
Ребёнок рассказывает своё стихотворение и кладёт игрушку в коробку. Зайку педагог
убирает и отдаёт в последнюю очередь. А зайка у нас совсем грустный, давайте поиграем с
ним.
8 Под музыкальное сопровождение «Зайки» из авторской программы Лазарева М.Л.
«Здравствуй»
9 Молодцы, скажите, а все игрушки, которые мы нашли в бассейне, какие? – МЯГКИЕ.
Правильно, бывают игрушки мягкие и -…твёрдые (показывает условные обозначения). А
как ещё можно разделить? ОН – ОНА, ПО-ФОРМЕ, мы их обозначим КРУГЛЫЕ – НЕ
КРУГЛЫЕ. Сейчас мы попали в магазин игрушек (выставляются три стола с наборами
игрушек для классификации), но игрушки получить не просто – надо помочь сделать
уборку. Будем работать по группам. Одна группа разделит свои игрушки на КРУГЛЫЕ – НЕ
КРУГЛЫЕ, другая на МЯГКИЕ – ТВЁРДЫЕ, третьи на ОН – ОНА. Дети получают условные
обозначения, делятся на три группы и выполняют задание. Затем взаимопроверка и
игрушки укладываются в большую коробку.
10 Ну вот, кажется все собрали. А нет, вот тут ещё что-то. Как вы думаете, что это? Дети на
ощупь определяют – ЭТО МЯЧ. А как вы поняли это? Потому что круглый и гладкий.
Хорошо, давайте про это песенку споём. Под музыкальное сопровождение «Мяч» из
методического пособия Нищевой Н.В., Гавришевой Л.Б «Новые логопедические
распевки...».
Обобщающая часть:
11 Мы уже очень много говорили про игрушки, много игрушек собрали, но чтобы увидеть
нашу последнюю игрушку – сюрприз, нужно уметь красиво рассказать о любой игрушке.
Давайте сейчас составим план нашего рассказа. Предлагается набор схем и символов –
обозначений для рассказа. Дети с помощью педагога выстраивают последовательность
рассказа.
12 Послушайте фразы, которыми можно будет воспользоваться в рассказе. РСВ
- мишка –это игрушка; - это матрёшка; - белка – мягкая игрушка;
- бубен круглый; -мяч круглый, красный; - кубики твёрдые;
- у зайки есть лапы; - барабан большой; - я люблю играть;
- барабан громко стучит;
13 Дети выбирают и описывают любую игрушку на выбор. Появляется сюрприз –красивая
кукла с корзиной конфет. А вот и наш сюрприз! Совместная деятельность в проговаривании слова «игрушки»
Оказание помощи в высказываниях
Привлекать всех детей
Привлекать всех детей к игре
Оказывать помощь, поощрять
Поощрение
Задать каждому ребенку вопрос, помочь с ответом, если ребенок затрудняется ответить, поощрять каждого за помощь.
Заключительный этап Как вы думаете, мы справились с заданием сегодня? Игрушки собрали? А игрушкам
понравилось, как вы сегодня занимались? Вот появились мячики, на них улыбки, но все
улыбки разные. Есть мячики весёлые, есть не очень весёлые, а есть совсем грустные.
Давайте оценим каждый себя, как поработали. ДЕТИ ВЫБИРАЮТ МЯЧИКИ С УЛЫБКАМИ.
Затем выбранные
улыбки выставляются на доске. Вот так мы сегодня поработали! (демонстрируют гостям,
сколько получилось улыбок).
А для чего нужны игрушки? ЧТОБЫ ИГРАТЬ. Мы сейчас возьмём свои игрушки и пойдём
играть, только попрощаемся с гостями и с музыкой.
14 Под музыкальное сопровождение дети исполняют песенку «До свиданья» из авторской
программы Лазарева М.Л. «Здравствуй».
педагог комментирует выбор, способствуя адекватной самооценке.
Показать больше