Фрагмент для ознакомления
2
В работе определены перспективы рассмотрения трудовой теории стоимости как актуального направления, способного оказать влияние на дальнейшее развитие экономической теории и, в частности, теории информационных рынков. Идеи К. Маркса, неоднократно подвергавшиеся критике, до сих пор остаются предметом острых споров и дискуссий в научном сообществе. На фоне выделения четвертичного сектора экономики, в период глобальной трансформации общества, трудовая теория стоимости приобретает новое понимание в определении ценности услуг и иных нематериальных активов (благ), в том числе информационной продукции.
Для использования теории трудовой стоимости, систематизированной К. Марксом, в современных условиях, требуется принять ряд допущений, связанных с признанием деятельности по производству нематериальных благ (услуг, нематериальных активов и пр.) производительным трудом.
Целью работы является определение возможности использования трудовой теории стоимости как элемента теории прибавочной стоимости в определении ценности производимых материальных благ, с учётом современных тенденций в экономике – прежде всего в определении ценности информационного продукта, который на сегодняшний день является основным объектом в рыночном обороте, а также определить воздействие институциональных факторов на производство нематериальных благ.
1.Трудовая теория стоимости
1.1 Основные положения трудовой теории стоимости
Трудовая теория стоимости — это экономическая теория, в соответствии с которой товары обмениваются между собой в таких количествах, чтобы соблюдалось равенство количества общественно-необходимого труда для их производства (или воспроизводства) в данных социально-экономических условиях. Вся стоимость товара навязана на труде, которым человек вложил определенное количество труда, чтобы его создать.
Согласно теории трудовой стоимости, стоимость товара определяется затратами абстрактного труда. Поскольку данный вид товара производится многими производителями, то время каждого в отдельности производителя выступает как индивидуальное рабочее время. Однако на рынке, где встречаются все производители данного товара, формируется среднее, общественно необходимое время, по которому формируется цена. Общественно необходимое рабочее время — это время, необходимое для производства товара при средних в данном обществе условиях производства, при средней степени интенсивности и умелости труда.
Сама цена товара — это «истинная» стоимость товара, отклоненная предложением, спросом и всевозможными спекуляциями над ними. «Цена товара стоит всегда выше или ниже стоимости товара, и сама стоимость товара существует лишь в отклонениях товарных цен вверх и вниз». (Маркс, т.46, ч. 1, с.78). А это значит, что вообще бессмысленно говорить о стоимости — «истинной» или «неистинной», — если нет колебания цен. Как нельзя иметь целое яблоко, если съедена половина. Так что на место «истинной стоимости» с необходимостью встает бюрократический или «научный» произвол, что мы десятилетиями имели на практике и от чего надеемся ныне спастись, положившись на стихию рынка. (Маркс, т.46, ч. 1, с.85).
Против трудовой теории стоимости, начиная с 19 в., выдвигались самые разнообразные аргументы. Основной критикой является трудовой теории стоимости, например, характерно предположение о том, что трудовая теория стоимости рассматривает товарные отношения односторонне, только со стороны производства (предложения, издержек), что она не учитывает спрос, поведение потребителя, который за более полезный товар готов заплатить большую цену, — независимо от того, сколько труда затрачено на производство товара.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Хайек Ф.А. Дорога к рабству. — М.: Экономика, 1992. – 176 с.
2. Кульбака Н. В чем виноват Карл Маркс // Ведомости, 17 мая 2017 : Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2017/05/22/690784-vinovat-marks. Дата обращения 23.11.2023
3. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. – М. : ВЛАДОС, 2021. – 800 с.
4. Петти В. Трактат о налогах и сборах. Verbum sapienti — слово мудрым. Разное о деньгах. – М.: Ось-89, 1997. – 112 с.
5. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. – М.: АСТ, 2021. – 1072 с.
6. Рикардо Д. Сочинения. Т.1. – М.: Государственное издательство политической литературы, 1955. – 360 с.
7. Ленин В.И. Три источника и три составные части марксизма. – М.: Книга. – 1988. – 128 с.
8. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. – М.: Ленанд. – 2020. – 792 с.
9. Zoltan Kenessey. The Primary, Secondary, Tertiary And Quaternary Sectors Of The Economy. Review of Income and Wealth, International Association for Research in Income and Wealth. – 1987. – Vol. 33(4), pages 359-385.
10. America’s basic research:prosperity through discovery: A Policy statement // Research and Policy committee of the Committee for Economic Development. – 1998. Режим доступа: https://www.ced.org/pdf/Americas-Basic-Research.pdf. Дата обращения 23.11.2023
11. Лимарев П.В., Лимарева Ю.А. Многофакторная модель информационного рынка // Научно-техническая информация. Серия 2: Информационные процессы и системы. 2019.№1. С. 25-28.
12. Лимарев П.В., Лимарева Ю.А. Управление оборотом информации в условиях институциональных ограничений в экономике // Менеджмент в России и за рубежом. – 2022. – №2. С. 71-76.
13. Limarev P.V., Limareva Yu.A., Shkurko N.S., Slozhenikina N.S., Ereklintseva E.V., Gafurova V.M. Estimating the prime cost of information products // Espacios. 2019. Т. 40.№10. С. 15.
14. Халявка, С. В. Актуальность трудовой теории стоимости в современном мире / С. В. Халявка, П. А. Борисенко, И. А. Варец, А. А. Подъяблонская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 30 (372). — С. 77-79. — URL: https://moluch.ru/archive/372/83320/ (дата обращения: 23.11.2023).