Фрагмент для ознакомления
2
Ф.Т. Эгамбердиев «Особенности формирования зрительской культуры на концертной эстраде»
Данная работа представляет собой статью и.о. доцента Кафедры искусства эстрады и массовых представлений Факультета театрального искусства Государственного института искусства и культуры Узбекистана Ф.Т. Эгамбердиева, которая написана в 2020 году и основана на исследовании принципов педагогической пропаганды, направленной на формирование зрительской культуры подрастающего поколения средствами проведения разного рода мероприятий в сфере концертной деятельности.
Концерт, по мнению автора статьи, как форма культурно-досуговой деятельности, в силу своих специфических особенностей обладает значительным потенциалом в современном мире, потому как является одной из самых востребованных форм. Популярность концертных программ позволяет воздействовать на сознание разных возрастных слоев населения и тем самым привлекать внимание общественности к тем или иным проблемам, существующим в современном обществе [12].
Ф.Т. Энамбердиев в своей работе делает акцент на том, что в жанре эстрады наиболее всего проявляется приспособляемость в каждом новом концерте к новой аудитории, пространству зала и сцены, городу и стране, времени года и погоде, социальному, возрастному, профессиональному составу публики и т. п. Более того, реакция на весь спектр этой динамики – прямая обязанность артиста эстрады.
По мнению автора статьи, формирование зрительской культуры в рамках театрального представления осуществляется посредством ремесленного общения, под которым Ф.Т. Энамбердиев понимает прямое обращение артиста к зрителям. При этом в концертной деятельности артист не обращается к зрителю, он как бы растворяется в его индивидуальном сознании, сливается с общим настроением зрительской аудитории и формируется единая гармоничная среда, которая роднит артистов и зрителя и позитивно воздействует на эффективное формирование зрительской культуры.
Чтобы обеспечить лояльность зрителя и создать нужный настрой в зале, концертному артисту нет необходимости выполнять ряд последовательных действий, которые не могут содержать ошибки или заминки. Музыка и ее влияние на зрительскую аудиторию позволяют стирать некоторые недоработанности действий артистов и дают возможность зрителю не замечать некие шероховатости, которые возникают в процессе исполнения [12].
Э.Р. Ганиева «Кино и телевидение как одни из основных факторов формирования визуальной культуры зрителя»
Статья молодого исследователя Э.Р. Ганиевой опубликована в журнале «Молодой ученый» в 2017 году и посвящена тому, как экранные ресурсы оказывают визуальное влияние на зрителя и формируют у него определенные визуальные образы, которые складываются единое представление о созданной обстановке на экране [3].
Визуальная культура, по мнению автора статьи, представляет собой совокупность общественных, индивидуальных материальных и интеллектуальных визуальных ценностей, хранящихся и функционирующих в форме символов в определенном социуме и передаваемых посредством визуальных средств информации [3].
Также Э.Р. Ганиева рассказывает о том, что методики и технологии основываются воздействия визуальной культуры основываются на ассоциативных связях, на визуальном языке программирования способа мышления зрителя и потенциального потребителя рекламных товаров. Неспроста речь зашла о рекламе [3].
В статье дается указание на то, что визуальное искусство, по большей части, применяет ту же тактику, как и реклама – самый эффективный способ продвижения товаров и услуг. Для формирования ассоциативной связи, или же визуальной аттракции, в массовых медиа используются уже знакомые знаки и символы, несущие в себе необходимый смысл и содержание. Визуальный язык дороже тысячи слов. Легко, быстро и доступно он может объяснить основную идею, мысль автора визуального продукта или произведения. Более того, учеными доказано, что более половины информации, получаемой человеком из вне, передается с помощью визуальных путей приема данных [3].
Е. Прыкина, С. Хомицевич «Способы активизации зрительской аудитории»
В статье двух авторов-практиков Е. Прыкиной и С. Хомицевич рассматриваются приемы, которые направлены на активизацию зрительской аудитории. Подобная работа также является компонентом методики формирования зрительской культуры и имеет очень важное значение, поскольку приобщение населения к различным культурным мероприятиям – задача достаточно сложная. требующая теоретических и практических знаний, опыта и терпения [9].
По мнению авторов статьи, в настоящий момент существует два известных приема привлечения потенциальной зрительской аудитории к различным культурным мероприятиям – прием заманивания и прием провокации. Сначала создаются условия, чтобы зритель втянулся в действие, он как бы заманивается [9].
Далее, по ходу представления, нужно провоцировать зрителей, давая различные задания. В ходе реализации данного процесса необходимо
учитывать психологию человека – давать ему несложные задания; не ставить человека в неловкое положение [9].
Как считают Е. Прыкина и С. Хомицевич, способы активизации зрителя возникают еще в замысле, закладываются в сценарном плане, выстраиваются в сценарии и реализуются в ходе проведения мероприятия. В. Мейерхольд использовал для этой цели прием «подсадки». Многие режиссеры стали размещать актеров среди зрителей, переносить действо в зрительный зал. Советский актер Н.П. Охлопков стремился к непосредственному контакту с аудиторией [9].
Подлинный праздник, по мнению авторов статьи, – это когда не смотрят, а когда действуют, играют все, демонстрируя публично свои дарования и возможности. Такими праздниками были праздники Древней Греции, раннего Средневековья, французской и октябрьской революций. Нужно как бы заманить зрителя в совместное действие посредством общей игры. Форму совместного театрального действия, игры использовали деятели западного поп-арта, введя в моду хеппенинг – коллаж ситуаций [9].
Проведенный аналитический обзор по проблеме изучения методики формирования зрительской культуры показал критический недостаток исследований в данной сфере, а также отсутствие монографий по формированию и развитию зрительской культуры. Выбранные для анализа статьи различных авторов являются лишь тематически близкими, но и не имеющими возможность в полной мере раскрыть тему исследования.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Атрощенко, М., Хабибуллин, И. Два взгляда на премьеру Санкт-Петербургского Малого драматического театра «Братья и сестры» / М. Атрощенко, И. Хабибуллин // Московский комсомолец. Архангельск. – 2016. – URL: https://arh.mk.ru/articles/2016/05/11/dva-vzglyada-na-premeru-sanktpeterburgskogo-malogo-dramaticheskogo-teatra-bratya-i-sestry.html?ysclid=lp4hxhokhk687087141 (дата обращения: 18.11.2023).
2. Вохмянин, К.А. Программно-целевое планирование и управление кинофестивальной деятельностью. Дисс. на соиск. уч. ст. к. экон. н. / К.А. Вохмянин. – СПб., 2005. – 237 с.
3. Ганиева, Э.Р. Кино и телевидение как одни из основных факторов формирования визуальной культуры зрителя / Э.Р. Ганиева // Молодой ученый. – 2017. – № 21 (155). – URL: https://moluch.ru/archive/155/43912/?ysclid=lp4ajrz6ib925846452 (дата обращения: 18.11.2023).
4. Давыдова, М. Как меняются бесы / М. Давыдова // Open Space. – 2011. – URL: https://os.colta.ru/theatre/projects/139/details/32188/?ysclid=lp4fuh5jne826266837 (дата обращения: 18.11.2023).
5. Дмитриевская, М., Вольгуст, Е. Чего-то нет?… Чего-то жаль?... Переписка о новых «Братьях и сестрах» / М. Дмитриевская, Е. Вольгуст // Петербургский театральный журнал. – 2015. – URL: https://ptj.spb.ru/blog/chego-to-net-chego-to-zhal-perepiska-onovyx-bratyax-isestrax/?ysclid=lp4hpqph5y959252749 (дата обращения: 18.11.2023).
6. Зарецкая, Ж. «Бесы» нас мучают, радуют, спасают / Ж. Зарецкая // Вечерний Петербург. – 2015. – URL: http://vppress.ru/stories/Besy-nas-muchayut-raduyut-spasayut-12331?ysclid=lp4fwzgye687815240 (дата обращения: 18.11.2023).
7. Зарецкая, Ж. Легендарным «Братьям и сестрам» Льва Додина – 30 лет / Ж. Зарецкая // Afisha Plus. – 2015. – URL: https://calendar.fontanka.ru/articles/2328?ysclid=lp4hsmpj4k486695953 (дата обращения: 18.11.2023).
8. Мальчик повзрослел (рецензия на фильм «Гарри Поттер и Кубок огня, 2005 г.») // Дзен. – 2019. – URL: https://dzen.ru/a/XE1Zbzvy9ACvceFg (дата обращения: 17.11.2023).
9. Прыкина, Е., Хомицевич, С. Способы активизации зрительской аудитории / Е. Прыкина, С. Хомицевич // Molotokrus. – 2021. – URL: https://molotokrus.ru/sposoby-aktivizatsii-zritelskoy-auditorii/?ysclid=lp4bb4dt3u144479345 (дата обращения: 18.11.2023).
10. Соколянский, А. Бесы – это я. Несколько слов о великом и ужасном спектакле Льва Додина / А. Соколянский // Время новостей. – 2006. – № 55. – URL: https://vremya.ru/2006/55/10/148809.html?ysclid=lp4fhp6la4201744045 (дата обращения: 17.11.2023).
11. Тарханова, Е. Рецензия на фильм «Гарри Поттер и Кубок огня» / Е. Тарханова // Film.ru. – 2005. – URL: https://www.film.ru/articles/kogda-garri-vstretil-dzho?ysclid=lp4kg1t3n6974852680 (дата обращения: 18.11.2023).
12. Эгамбердиев, Ф.Т. Особенности формирования зрительской культуры на концертной эстраде / Ф.Т. Эгамбердиев // European science. – 2020. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-zritelskoy-kultury-na-kontsertnoy-estrade?ysclid=lp49pjapvv485605786 (дата обращения: 17.11.2023).