Фрагмент для ознакомления
2
Весьма длительное время люди пытались разобраться в глубинах вселенной и понять, как устроен наш мир. Возникали множество вопросов: является ли он упорядоченным или, наоборот, хаотичным? Каково место закономерности и случайности в нашем существовании? Мир ограничен или же он бесконечен? Как нам различить истину от обмана и лжи? Что такое совесть, честь, долг, ответственность, справедливость, добро и зло? Каков смысл нашей жизни? Как предотвратить насущные смертельные опасности, которые нависли над всем человечеством? А также, как сохранить ценности гуманизма и демократии? На протяжении многих столетий подобные вопросы человеческой жизни обсуждались в рамках особого духовного направления, которое мы знаем как философию. А что такое сама философия? Почему именно она играет ключевую роль в разрешении вечных вопросов, которые тревожат каждого из нас?
Проблематика, сущность и особенности философии определяют границы ее возможностей и своеобразие как формы сознания, они назначают ей место в общей системе человеческой культуры. Философия представляет собой усилия человека в поисках фундаментальных основ все сущего, нашего бытия. Цель философии заключается в максимальном обобщении закономерностей, которые открыты другими науками.
Всем сказанным и определяется актуальность данного исследования.
Основной целью работы стал анализ предмета философии и ее роли в жизни общества. Такая цель достигается путем решения следующих задач:
- определить общее понятие и содержание предмета философии;
- охарактеризовать природу и специфику философских проблем;
- рассмотреть основные разделы философского знания;
- обозначить место философии в системе культуры и мире повседневности.
Структурно работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы.
1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА ФИЛОСОФИИ
Особенность и природа философии определяют границы ее проблематики, превращают ее в форму сознания и определенно устанавливают ее место в системе человеческой культуры. Философия, рассматриваемая как теоретическая наука, связана с поиском оснований бытия и первооснов всего существующего. Ее целью является наиболее повсеместное обобщение закономерностей, которые уже открыты другими науками.
Предметом философии являются наиболее общие связи и закономерности, присущие системе «мир и человек» на всех уровнях реальности. Разгадка тайны человека и его отношения к миру – вот что раскрывается в философии через изучение отношений объективной действительности и субъективного мира. Философия ставит и ищет ответы на «вечные вопросы», которые касаются самых общих и глубоких аспектов человеческого существования, таких как смысл жизни и ее ценность, возможность познания окружающего мира и место человека в нем, фундамент всего сущего – будь то материальные или духовные начала, и так далее. С помощью постановки этих «вечных вопросов» человек стремится понять наиболее общие основы бытия этого мира, найти свое место в нем, самостоятельно решить вопросы добра и зла, определить понятие свободы и ее меру.
Стоит отметить, что предмет философии непрерывно менялся и модифицировался на протяжении ее исторического развития. Это связано с дифференциацией философского знания, возникновением новых моделей его взаимодействия с культурой и отдельными науками1.
Первые философские учения в древних цивилизациях Китая, Индии и Греции в основном сосредоточились на космологической проблематике и поиске начала всего существующего. Именно поэтому первые философские
концепции чаще всего формулировались как учения о природе или натурфилософия. Натурфилософы опирались на непосредственное восприятие природы, исходя из ее внутреннего единства и целостности. Впоследствии, в рамках древних философских школ и течений, натурфилософия превратилась в онтологию – учение о фундаментальных принципах бытия и наиболее общих основаниях сущего.
Познание Космоса и первоначального бытия выдвинуло проблематику возможностей и границ нашего познания, отношения между знанием и мнением, истиной и заблуждением. Это привело к появлению новой области компетенции философии, которая включает в себя теоретические и познавательные вопросы. Развитие этой проблематики было связано с появлением логики (от греческого «logicos» – основанный на рассуждении) и эпистемологии (от греческого «episteme» – знание и «logos» – учение). Логика стала наукой, изучающей законы верного мышления, универсальные формы и средства рационального познания, а эпистемология – разделом философии, изучающим проблемы знания и познания.
Позднее, вместе с анализом принципов бытия и познания, философия стала больше обращаться к исследованию природы и сущности человека. Это привело к возникновению антропологии (от греческого «anthropos» – человек и «logos» – учение) – учения о человеке, где вопросы его сущности и формы существования в мире считаются центральной мировоззренческой проблемой. Поскольку человеческое существование связано с моральными ценностями и поступками, оно характеризуется творческим художественно-эстетическим взглядом на реальность и развивается в обществе как системе социальных связей и отношений, философское познание неизбежно расширяет свою предметную область и формирует такие философские дисциплины, как этика, эстетика, политика и другие.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ерахтин А.В. Предмет, специфика и структура философского знания // Вестник ИвГУ. Серия: Гуманитарные науки. – 2016. – № 2. – С. 17-31.
2. Ловецкий Г.И. Философия как способ познания истины и рационализации знания: монография: в 2 ч. – Москва: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2011. Ч. 1: Философия как наука. – 2011. – 350 с.
3. Лыков А.А. Роль философии в культуре // Экономика и социум. – 2018. – № 5. – С. 729-731.
4. Максимов М.В. Предмет философии и её исторические типы. – Иваново, 2016. – 64 с.
5. Роль философии в жизни общества: материалы научно-практической конференции образовательных учреждений среднего профессионального образования Саратовской области, 7 февраля 2014 г. / под ред. В.В. Лобанова и др.]. – Саратов: Саратовский колледж машиностроения и экономики, 2014. – 99 с.
6. Рыбаков Н.С. Предмет философии: учебное пособие. – Псков: Псковский гос. ун-т, 2018. – 87 с.
7. Сахарова Ю.В. Философия: динамика информационной структуры научного знания. – Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2011. – 116 с.
8. Сулимов С.И. Проблемы философии: учебное пособие для бакалавров. – Воронеж: ФГБОУ ВО «Воронежский гос. ун-т инженерных технологий», 2015. – 53 с.
9. Тяпин И.Н. Теоретическое значение отечественной философии: монография. – Вологда: ВоГУ, 2021. – 159 с.
10. Философия: учебное пособие / Н.П. Коновалова, Т.С. Кузубова, Р.В. Алашеева и др. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. – 216 с.
11. Хазиев В.С., Хазиева Е.В. Философия как наука // Вестник Башкирск. ун-та. – 2012. – № 1. – С. 693-698.
12. Челышев П.В. Предмет философии: учебное пособие. – Москва: Эдитус. 2017. – 23 с.
13. Шелковников А.Ю. Роль философии в формировании научного мировоззрения // Преподаватель ХХI век. – 2014. – № 4. – С. 209-216.
14. Шуталева А.В. Философия: учеб. пособие. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. – 112 с.