Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Пояснительная записка ............................................................................................... 3
1. Игры и упражнения, направленные на совершенствование вербальных способов общения ...................................................................................................... 5 2. Игры, направленные на совершенствование невербальных ................................... 7 Список литературы ..................................................................................................... 8
Фрагмент для ознакомления
2
По мнению ООО «ФГОС», деятельность учащихся неразрывно связана с овладением коммуникативными средствами и способами организации деятельности, необходимыми для учебного сотрудничества учащегося со сверстниками и учителями. Умение устанавливать контакты с другими людьми, выбирать соответствующие речевой ситуации способы общения, соблюдать нормы общения – все это способствует успешному обучению и социализации (Приложение 1). Особого внимания в процессе формирования коммуникативной компетентности требуют студенты с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОД).
Из-за заболевания дети с ДЦП испытывают трудности в общении, что негативно влияет на их социальное положение. У них снижена мотивация к деятельности, появляются страхи, связанные с движением и общением, ограничены социальные контакты. Некоторые подростки особенно чувствительны к реакции окружающих, стараются не находиться в общественных местах, чтобы не привлекать излишнего внимания. Большую роль в восприятии ребенком себя и других людей играет семья. Если образование построено неправильно, то социальные контакты сводятся к минимуму. Но есть и положительные примеры, когда родители воспитывают ребенка так, что он способен на многое, что доступно здоровым сверстникам, только это требует больше усилий. Наличие трудностей социальной адаптации способствует формированию застенчивости, неспособности отстоять свои интересы. Кроме того, у детей с НОДА часто наблюдаются разнообразные речевые нарушения, к которым относятся дизартрия, анартрия, алалия, нарушения письма — дислексия и дисграфия, заикание.
В подростковом возрасте общение является ведущей деятельностью, поэтому стойкие речевые нарушения негативно отражаются на коммуникативной деятельности ребенка. Данная категория детей имеет трудности в выборе речевых и неречевых средств общения, фонетическом, просодическом и стилистическом оформлении речи. Возникают трудности в общении с учителями и сверстниками, что приводит к нарушениям личностного развития.
В связи с этим становится актуальной проблема формирования
коммуникативных действий у детей с НОДА.
Данная проблема, с нашей точки зрения, недостаточно освещена в работах авторов, занимающихся вопросами воспитания и обучения школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Цель данной работы - показать, какие игры и упражнения целесообразно использовать в реальной учебной и внеклассной деятельности для формирования коммуникативных способностей у школьников 5-10 классов.
Упражнения можно выполнять как индивидуально, так и в парах или группах. Индивидуальные упражнения направлены на невербальное выражение состояний и отношений; парные и групповые игры и упражнения способствуют развитию как вербальных, так и невербальных способов общения, дают ребенку навыки взаимодействия в коллективе посредством организации совместной деятельности. Это помогает создать учебную мотивацию, вызвать у учащихся познавательный интерес, стремление к успеху и одобрению, умение самостоятельно оценивать свою работу, формирование умения общаться и взаимодействовать с другими детьми.
Игры и упражнения можно использовать на различных этапах урока: в начале, при выполнении задания, во время динамической паузы, на этапе размышления. Участие в проектной деятельности вносит большой вклад в развитие коммуникативной компетентности. Особенно важно участвовать в проектах детей, обучающихся дома.
Мы верим, что подборка игр и упражнений для формирования коммуникативных способностей школьников поможет педагогам эффективно организовать процесс обучения и обучения детей с НОДА
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Грецов А., Бедарева Т. Психологические игры для старшеклассников и студентов. URL: http://mirrosta.ru/uprazhneniya-dlyatreningov/psichologicheskie- igri-i-uprazhneniya-dlya-podrostkov.html
2. Кашлев С.С.Современные технологии педагогического процесса [Текст]: пособие для педагогов. – Мн.: Университетское, 2000. – 95с.
3. Левченко И. Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 192 с.
4. Поварова И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах [Текст].- СПб.: Питер, 2004. -365с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. URL:http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC
%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/938
6. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения [Текст]: практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. Т. 2.- М: Генезис, 1998. - 160с.
7. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий [Текст]: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И. А. Володарская и др. ; под ред. А. Г. Асмолова. -2-е изд. -М. : Просвещение, 2011. -159с.