Фрагмент для ознакомления
2
Развитие религиоведения - неотъемлемый атрибут современного общества. В религиозном пространстве на сегодняшний день наблюдается множество изменений и трансформаций как в позиционировании самой религии в мире, так и внутри религиозного сообщества.
На протяжении веков феномен религии претерпевал ряд эволюционных преобразований, что означает развитие религии вместе с развитием самого общества.
Вопросы трансформации религии в современном обществе поднимает Шмуэль Эйзенштадт в статье «Новые религиозные констелляции в структурах современной глобализации и цивилизационная трансформация».
В своей статье автор рассматривает основные тенденции изменений в религиозном пространстве и в религии как таковой после Второй мировой войны. Выделяется три основных причины подобных трансформаций:
1. Религиозная сфера становится одной из институциональных сфер, становясь в один ряд с остальными.
2. Религиозные убеждения утрачивает своё доминирующее положение в мировоззрении.
3. Религиозные власти ослабевают, ритуалы и религиозные практики перестают быть сакральными.
Эйзенштадт связывает изменения в религиозных сферах с рядом мировых процессов, происходящих в последние три десятилетия XX века. Наряду с развитием политических структур развиваются и структуры религиозной власти, что способствует реорганизации религиозной деятельности. Например, пересмотр основных религиозных концепций по отношению к современному миру, борьба за их правильную интерпретацию.
Религиозные компоненты возрождаются и перемещаются в центр национальной и международной политической деятельности, что также приводит к их переустройству.
Это очень масштабные изменения, затрагивающие как взаимоотношения основных (ключевых) религий, так и взаимоотношения религиозных практик и верований.
По мнению автора, такие изменения могут привести к появлению новых форм религиозного восприятия (сектантских форм деятельности), выходу малочисленных религиозных общин на мировой уровень благодаря развитию современных технологий.
Глобализация какого-то определённого сообщества может повлечь за собой переформирование национального государства в классической его форме. Например, определение нового гражданства члена такого сообщества, претензии на другие права и полномочия гражданина. Небольшие же религиозные сообщества стараются добиться признания внутри гражданского общества как обособленная культурная группа со своей идентичностью, при этом они стараются внести символы своей частной идентичности в символы коллективной идентичности страны.
Автор рассуждает на тему аутентичности новых религиозных сетей и приходит к выводу, что на самом деле эти направления - переосмысление классических религиозных убеждений и ценностей. Это одновременно и ответ на глобальные изменения в обществе и сами по себе причины возникновения общественных изменений.
Например, под воздействием ряда глобальных процессов возникают и новые социальные идентичности, и меняется структура социальных ролей в обществе, и изменяется сам по себе стиль жизни так называемого «цивилизованного человека».
По мнению автора, культурная трансформация задала определённый вектор развития социального и морального мировоззрения. Начиная с эпохи Просвещения шло переосмысление основных понятий (например, образа будущего, свободы), которое привело по итогу к установкам мульти культурного уклона.
Эйзенштадт также указывает на ряд изменений в политическом и мировом пространстве, в особенности на утрату ряда полномочий национальных государств (например, формирование политики в области образования или института семьи). Автор противопоставляет формирование новой социальной идентичности укоренившемуся понятию о личности в национальном государстве, подводит читателя к тому, что по итогу в мировом масштабе происходит переосмысление традиционных религиозных представлений о взаимодействии человека со внешним и внутренним миром. Подобное переосмысление характерно не только в рамках одной религиозной структуры.
Показать больше