Фрагмент для ознакомления
2
! Подберите текст объемом не менее 1 страницы (необходимо найти текст, где есть все типы предложений). Объем текста можно увеличить или взять отрывки из одного произведения.
1. Выпишите из текста три пары слов, которые не образуют словосочетания. Объясните, почему данные сочетания слов не являются словосочетанием.
2. Выпишите и разберите по три словосочетания с разными способами синтаксической связи: укажите начальную форму; синтаксические отношения между словами, структуру, тип – по количеству компонентов, по способу выражения главного слова, по способу синтаксической связи, по степени спаянности компонентов; назовите средства связи.
3. Выполните полный синтаксический разбор пяти простых предложений разного типа (по схеме).
4. Выпишите шесть односоставных предложений разного типа и два неполных предложения. Укажите тип предложения и способ выражения главных членов.
5. Выпишите шесть двучленных сложных предложений разного типа. Выполните их синтаксический разбор. Начертите схему.
6. Выпишите три многочленных сложных предложения разного типа. Выполните их синтаксический разбор. Начертите схему.
7. Найдите три сложные синтаксические конструкции, состоящие из 5-7 предикативных основ. Выполните их синтаксический разбор. Начертите схему.
Для выполнения контрольной работы возьмем отрывки из произведения Л. Толстого «Война и мир».
1. Выпишите из текста три пары слов, которые не образуют словосочетания. Объясните, почему данные сочетания слов не являются словосочетанием.
Словосочетание – это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, которые связаны между собой по смыслу и грамматически (выделяют главное слово и зависимое слово).
Друзья молчали. Ни тот, ни другой не начинал говорить. Пьер поглядывал на князя Андрея, князь Андрей потирал себе лоб своею маленькою ручкой.
Друзья молчали,
Пьер поглядывал,
Андрей потирал - эти пары слов не образуют словосочетания, так как являются подлежащими и сказуемыми в предложениях и составляют грамматическую основу предложения и между ними существует равноправная связь.
2. Выпишите и разберите по три словосочетания с разными способами синтаксической связи: укажите начальную форму; синтаксические отношения между словами, структуру, тип – по количеству компонентов, по способу выражения главного слова, по способу синтаксической связи, по степени спаянности компонентов; назовите средства связи.
Через переднюю дядюшка провел своих гостей в маленькую залу.
1. Начальная форма – маленькая зала.
2. Синтаксические отношения - определительные отношения – в словосочетании называются предмет и его признак (зала какая? – маленькая).
3. Структура - простое словосочетание - зала [какая?] маленькая. Зала – главное (стержневое) слово, маленькая – зависимое.
4. Тип:
- по количеству компонентов – простое.
- по способу выражения главного слова- именное словосочетание,
т.к. главное слово зала является именем существительным.
- по способу синтаксической связи – согласование полное (оба слова
стоят в форме В.п., ед.ч., ж.р.), которое выражено окончанием
зависимого прилагательного [-ую].
- по степени спаянности компонентов: свободное словосочетание, т.к. оба слова могут образовывать различные словосочетания: зала может быть колонная, тронная; маленькой может девочка, комната, собачка.
- средство связи - формы слов: форма падежа существительных;
число, род, падеж прилагательных;
5. Схема: сущ+ прил.
какая?
Маленькая зала
Каждый охотник знал свое дело.
1. Начальная форма – знал свое дело.
2. Синтаксические отношения – объективные (зависимый компонент обозначает предмет приложения действия или признака, названного главным словом, и отвечает на вопросы косвенных падежей. Зависимый компонент может обозначать также орудие действия: охотник знал что? – дело).
3. Структура - сложное словосочетание (простое словосочетание и зависимая от него отдельная словоформа) - знал что? – дело, дело какое?- своё).
4. Тип:
- по количеству компонентов – сложное.
- по способу выражения главного слова - глагольное словосочетание,
т.к. главное слово знал является глаголом.
- по способу синтаксической связи – управление приглагольное
- по степени спаянности компонентов: свободное словосочетание, т.к. главное слово является главным и грамматически, и по смыслу, а зависимое уточняет значение главного в том или ином отношении. Каждый из компонентов
свободного словосочетания в предложении является отдельным членом предложения.
- средство связи - флексия оформляет связь всех изменяемых слов, выступающих в роли зависимых компонентов словосочетаний.
5. Схема: глагол+прил.+ сущ.
что?
Знал свое дело
какое?
Брат часто удивлялся, глядя на нее. (Л. Толстой)
1. Начальная форма – удивлялся часто.
2. Синтаксические отношения – обстоятельственные - главное слово удивлялся обозначает процесс, а зависимый компонент часто — разного рода обстоятельства протекания этого действия, то есть степень проявления признака.
3. Структура - простое словосочетание - удивлялся [как?] часто. Удивлялся – главное (стержневое) слово, часто – зависимое.
4. Тип:
- по количеству компонентов – простое.
- по способу выражения главного слова - глагольное словосочетание,
т.к. главное слово удивлялся является глаголом.
- по способу синтаксической связи – примыкание (слово часто не изменится)
- по степени спаянности компонентов: свободное словосочетание, т.к. каждый из компонентов свободного словосочетания в предложении является отдельным членом предложения.
- средство связи - порядок слов - в словосочетаниях имеет устойчивый характер. Так, наречия на –о обычно препозитивны по отношению к главному слову, выраженному глаголом.
5. Схема: глагол + наречие.
как?
часто удивлялся
3. Выполните полный синтаксический разбор пяти простых предложений разного типа (по схеме).
Существуют следующие типы предложений:
- по наличию или отсутствию всех главных членов предложения (двусоставное или односоставное);
- по наличию или отсутствию второстепенных членов предложения (нераспространенное или распространенное);
- по наличию или отсутствию слова (полное или неполное).
Односоставное предложение - грамматическая основа состоит из одного главного члена.
- Выгоняла его из дома? (Л. Толстой)
1. Предложение по цели высказывания - вопросительное.
2. Предложение по эмоциональной окраске - восклицательное.
3. Предложение простое, так как имеет одну грамматическую основу.
4. Предложение по наличию главных членов –односоставное
определенно-личное.
6. Предложение по наличию второстепенных членов –
распространенное.
6. Характеристика предложения по полноте синтаксической конструкции – неполное, так как опущен 2 член опущен - подлежащее).
7. Предложение ничем не осложнено.
8. Разбор предложения по членам:
Сказуемое выгоняла – простое глагольное, выражено глаголом в форме
прошедшего времени.
Согласованное определение его – дополнение, выраженное
местоимением выраженное м.р. в Род.п.
Из дома - это обстоятельство места, выраженное существительным м.р.
в Род.п. с предлогом из.
9. Схема предложения:
[ ]?
Двусоставное предложение - грамматическая основа состоит из двух главных членов.
Каждый охотник знал свое дело. (Л. Толстой)
1. Предложение по цели высказывания - повествовательное.
2. Предложение по эмоциональной окраске - невосклицательное.
3. Предложение простое, имеет одну грамматическую основу.
4. Предложение по наличию главных членов – двусоставное.
5.Предложение по наличию второстепенных членов –
распространенное.
7. Характеристика предложения по полноте синтаксической
конструкции –полное, так как присутствуют оба члена предложения подлежащее и сказуемое).
7. Предложение ничем не осложнено.
8. Разбор предложения по членам:
Показать больше