Фрагмент для ознакомления
2
Исполнительное производство занимает достаточно важное место на территории Российской Федерации, поскольку непосредственно имеет место исполнения судебных актов, обеспечивая тем самым достижение материальной цели юрисдикционной деятельности и восстановление нарушенных прав физических и юридических лиц. Исполнительное производство является завершающим этапом этой деятельности, поскольку вынесение положительного решения не приводит к реальному определению материально-правовой формы. Именно по исполнительному производству необходимо судить о деятельности российской правовой системы в отношении восстановления нарушенных прав физических и юридических лиц в целом. Исходя из того, что практическая реализация обязательства является принудительной, оно теряет свое содержание без возможности принудительного исполнения. Указанное обосновывает актуальность выполнения контрольной работы по исполнительному производству.
Целью настоящей контрольной работы является рассмотрение отдельных вопросов исполнительного производства. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• рассмотреть правовое положение органов принудительного исполнения;
• выполнить практическое задание, проанализировав полномочия судебного пристава.
В заключение контрольной работы будут подведены соответствующие итоги. Также в контрольной работе будет представлен список использованных источников.
Теоретический вопрос: «Правовое положение органов принудительного исполнения»
В соответствии со статьей 10 Конституции Российской Федерации, государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Федеральные органы исполнительной власти решают широкий круг задач и наделены для этого рядом полномочий.
Ряд органов исполнительной власти занимаются оперативно-распорядительной деятельностью, решая отдельные вопросы правоприменения в рамках различных юрисдикционных процедур.
Наряду с ними в системе федеральных органов исполнительной власти есть органы, которые занимаются не только оперативной деятельностью. Их основная цель – обеспечение исполнения отдельных актов, в первую очередь судов, поскольку в силу разделения властей задача по приведению в исполнение судебных актов возложена на органы исполнительной власти. Ведь правоприменение правовых актов определяет необходимость решения ряда организационных вопросов, наличие специалистов, специально подготовленных для этих целей, наделенных необходимыми для этого полномочиями. Суды этой системы не отстранены от решения вопросов обеспечения исполнения изданных ими актов, в том числе в принудительном порядке, но они облегчают их исполнение присущими им полномочиями.
В России функции по исполнению предписаний судебных актов, а также других принудительных действий относятся к полномочиям специально образованной Федеральной службы судебных приставов (далее – ФССП России).
Федеральный закон «Об исполнительном производстве» определяет Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы
как уполномоченные органы по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц.
В настоящее время, согласно законодательству, судебно-исполнительная служба представляет собой систему интегрированной организации, находящейся в ведении Министерства юстиции Российской Федерации. В то же время ФССП России в целом функционирует достаточно автономно и, по сути, независимо от других подразделений управления, действующих в рамках судебных органов (например, системы исправительно-трудовых учреждений).
ФССП России решает не только задачи принудительного исполнения судебных и иных исполняемых актов. Она также была создана в связи с необходимостью обеспечения безопасности судов и судей, распоряжений в судебном заседании. Возрастающая сложность дел, рассматриваемых судами, значительные экономические и политические интересы, которые часто лежат в основе конкретного дела, приводят к давлению на суд и судей, в том числе в формах, угрожающих жизни и здоровью судей, их близких, а также имуществу. Поэтому на ФССП также возложена задача обеспечения установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов.
Отнесение ФССП России к системе федеральных органов исполнительной власти вполне логично и связано с рядом причин. Во-первых, с необходимостью обеспечения единого стандарта правоприменения в правоприменительном процессе на всей территории России. Поскольку судебные акты обязательны для исполнения на всей территории страны, их исполнение также должно происходить на основе единого правового стандарта.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
• Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «Консультант Плюс».
• Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об исполнительном производстве» // СПС «Консультант Плюс».
• Федеральный закон от 01.10.2019 N 328-ФЗ (ред. от 10.07.2023, с изм. от 11.07.2023) «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс».
• Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 24.07.2023) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс».
• Указ Президента РФ от 13.10.2004 N 1316 (ред. от 27.04.2023) «Вопросы Федеральной службы судебных приставов» СПС «Консультант Плюс».
• Указ Президента РФ от 01.01.2020 N 1 (ред. от 27.09.2023) «О некоторых вопросах Федеральной службы судебных приставов» // СПС «Консультант Плюс».
• Афанасьев С. Ф. Исполнительное производство : учебник и практикум для вузов / С. Ф. Афанасьев, О. В. Исаенкова, В. Ф. Борисова, М. В. Филимонова ; под редакцией С. Ф. Афанасьева, О. В. Исаенковой. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 397 с.
• Брановицкий, К. Л. Исполнительное производство : учебник / К. Л. Брановицкий, Д. В. Бурачевский, В. В. Долганичев [и др.] ; под общ. ред. проф. В .В. Яркова. - Москва : Статут, 2020. - 576 с.
• Борисов, А. Н. Комментарий к Федеральному закону от 2 октября 2007 г. № 229-Ф3 «Об исполнительном производстве» (постатейный) : комментарий / А. Н. Борисов. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юстицинформ, 2020. - 716 с.
• Гальперин, М. Л. Исполнительное производство : учебник для вузов / М. Л. Гальперин. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 458 с.
• Гуреев, В. А. Исполнительное производство : учебник / под общ. ред. д-ра юрид. наук, проф. В. А. Гуреева. - Москва : Статут, 2021. - 550 с.
• Коломыцин, П. В. Место и роль исполнительного производства в системе российского права в современный период. Актуальные проблемы и пути их решения. // Административное и муниципальное право. 2019. №4.
• Малешин, Д. Я. Исполнительное производство : учебное пособие / Д. Я. Малешин. - Москва : Статут, 2020. - 144 с.
• Межлумян, С. Г. Особенности правового статуса судебных приставов / С. Г. Межлумян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 52 (394). — С. 138-140.
• Решетникова, И. В. Исполнительное производство : учебник для среднего профессионального образования / отв. ред. И. В. Решетникова. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2019. — 224 с.
• Эриашвили, Н. Д. Исполнительное производство : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Н. Д. Эриашвили, Л. В. Туманова, А. И. Кузбагаров [и др.] ; под ред. Л. В. Тумановой, С. С. Маиляна, Н. Д. Эриашвили. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : ЮНИТИ-ДАНА : Закон и право, 2020. - 303 с.
• Ярков, В. В. Комментарий к Федеральному закону «Об исполнительном производстве» / под ред. В. В. Яркова, Д. Б. Абушенко. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2022. — 752 с