Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ 4
1.1. Понятие об общем недоразвитии речи 4
1.2. Теоретический анализ литературы по проблеме развития речи у неговорящих детей 5
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР I уровня 6
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОНР I УРОВНЯ 9
ВЫВОДЫ 14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 15
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Современные исследования показывают увеличение доли детей с неврологическими и соматическими заболеваниями, врожденными пороками развития. Перинатальные повреждения ЦНС являются частой причиной речевых и психических отклонений у детей. Генетические и средовые факторы также играют роль. С развитием медицинских технологий увеличивается выживаемость недоношенных детей, но возникает необходимость в ранней помощи и реабилитации.
Увеличивается число детей с особыми образовательными потребностями, требующих ранней помощи. Растет число неговорящих детей, особенно к 5 годам, что подчеркивает необходимость более ранней диагностики и коррекции речевого развития. Речевое развитие связано с наследственными, биологическими и социальными факторами, важна систематическая контроль за психоречевым развитием в детстве.
Многие авторы, такие как Г.А. Волкова, Б.М. Гриншпун и другие, изучают вопросы работы с неговорящими детьми. Тема остается актуальной.
Цель контрольной работы – изучить особенности логопедической работы с неговорящими детьми с общим недоразвитием речи 1го уровня
Задачи контрольной работы:
1) провести теоретический анализ проблемы развития речи неговорящих детей
2) изучить психолого-педагогические характеристики детей с ОНР I уровня
3) проанализировать методические подходы в логопедической работе с детьми с ОНР I уровня
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ
1.1. Понятие об общем недоразвитии речи
В период с 1950-х по 1960-е годы ученые из НИИ дефектологии АПН СССР, в том числе Р.Е. Левина, представили первое научное объяснение общего недоразвития речи. Их исследования привели к разработке педагогической классификации аномалий в развитии речи, ориентированной на дидактические и коррекционные меры.
Эта классификация дала теоретическое обоснование и внедрение единой формы фронтального обучения для детей с различными нарушениями речи, сохраняющими нормальный слух и первично сохраненный интеллект [9, 23].
Общее недоразвитие речи (ОНР) включает системные нарушения, такие как алалия и афазия, а также фонационные расстройства, такие как ринолалии и дизартрии.
Проявления ОНР включают позднее начало речи, ограниченный словарный запас, аграмматизмы и дефекты произношения. Степень выраженности речевого недоразвития может различаться у детей, включая лепет, отсутствие речи или развернутую речь с элементами фонетико-фонематического или лексико-грамматического недоразвития.
На первом уровне развития у детей почти отсутствует речь, заменяемая звукоподражаниями и аморфными словами-корнями, непонятными для окружающих. Фразы отсутствуют, но дети используют жесты и мимику.
Второй уровень характеризуется увеличением речевых возможностей, но с искаженными средствами общения. Запас слов разнообразен, включая названия предметов, действий и качества. Дети используют личные местоимения, предлоги, союзы, могут рассказывать о знакомых событиях. Однако проявляется недоразвитие речи: ошибка в произношении, нарушение слоговой структуры, аграмматизмы. Дети объясняются жестами.
На звуковом уровне наблюдается искаженный характер речи: ошибки в артикуляции, нечеткость гласных, смягчение твердых согласных. Сложность в воспроизведении слоговой структуры слов, с ошибками при повторении двусложных и более сложных слов.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Елецкая О.В., Варенцова Н.С. Логопедические занятия в детском са-ду. – М.: Сфера, 2021. – 128 с.
2. Жулина Е.В. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольни-ков. – М.: Гном-Пресс, 2020. – 80 с.
3. Ильякова Н.Е. Логопедические тренинги по формированию связной речи. – М.: Гном-Пресс, 2021. – 56 с.
4. Нищева Н.В. Комплексная коррекционно-развивающая работа с детьми с ОНР. – СПб.: Детство-Пресс, 2019. – 312 с.
5. Новикова-Иванцова Т.Д. Невербальная коммуникация детей с тяже-лыми нарушениями речи. – М.: Юрайт, 2022. – 183 с.
6. Приходько О.Г. Логопедический массаж при коррекции дизартриче-ских нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста. – СПб.: КАРО, 2017. – 128 с.
7. Середенкова И. О., Дубовская В. А. Формирование первичных навыков речевого общения у неговорящих детей // Вестник Курганского госу-дарственного университета. 2018. №4 (51).
8. Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. – М.: Гном-Пресс, 2020. – 64 с.
9. Шереметьева Е. В., Кузнецова М. С. Психолого-педагогическое со-провождение детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием ре-чи (I уровень) // Вестник Челябинского государственного университета. Образо-вание и здравоохранение. 2023. №1 (21).
10. Юрова Н.А. Логопедическая работа при моторной алалии. – М.: В. Секачев, 2018. – 224 с.