Фрагмент для ознакомления
2
В "Фастах" Публий Овидий Назон обращается к зимним религиозным праздникам, освещая их обряды и ритуалы. Январь по римскому календарю отмечается как начало нового года, и Овидий обращается к богу Янусу, влияющему на этот месяц, чтобы понять, почему год начинается в холодное время, а не весной. Янус объясняет, что солнцеворот, происходящий в это время, обозначает конец и начало для солнца, поднимая Феб, и таким образом начинается новый год.
Одним из зимних религиозных праздников, рассматриваемых в "Фастах", являются Агоналии, которые отмечаются 9 января и, согласно традиции, посвящены богу Янусу. В тексте обсуждаются различные атрибуции других трех дат, связанных с этими праздниками. Хотя Янус считается единственным божеством, связанным с Агоналиями.
В этот день проводились жертвоприношения, включая мужа шерстяной овцы, предназначенные для умилостивления богов или после победы над врагами. Заметно, что для заслуживания милости богов было достаточно простых предложений, таких как полба и крупицы соли. Овидий отмечает, что дым алтарей символизировал подготовку к религиозным обрядам, многие из которых были связаны с земледелием .
Карменталии — древний римский религиозный праздник, который отмечался в честь богини Карменты.
Кармента, или Кармана, предстает перед нами как богиня, ассоциированная с легендарным царем Эвандром и признанная защитницей родов. Её имя, происходящее от латинских слов "carmentis" или "carmen," переводится как "песнь" или "заклинание." В римской традиции, праздник Карменталии отмечался 12 и 15 января.
Овидий в своих произведениях описывает этот праздник и рассказывает об истории, связанной с обрядами почитания богини Карменты. В его повествовании богиня советует Эвандру построить укрепление в Италии. Предсказания Карменты о судьбе новорожденных выражены в песнях, подчеркивая связь с её именем, происходящим от латинского слова "Carmen." Овидий также упоминает о матронах, лишенных права на колесницы, которые благодаря усилиям сенаторов восстановили это привилегированное право в честь богини. Праздник в честь Карменты справлялся дважды в год - за сынов и рождение девиц. Текст также затрагивает молитвы к сестрам Карменты, Порре и Постверте, связанным с рождением и защитой. Интересно отметить, что в храме Карменты не допускались кожи, чтобы не осквернять священные места трупами.
24, 25, 26 янва¬ря. Сементины и Паганалии: Праздники Посева и Почвенной Плодородности
Сементины отмечают момент посева, а дата праздника меняется каждый год в соответствии с природными циклами. Земледельцы готовились к празднику, подготавливаясь к новому сельскохозяйственному сезону. Ритуалы включали подготовку почвы, подвязку плуга к столбу и приношение жертв Земле и Церере. Население собиралось вместе, чтобы отметить праздник, пеклись пироги, и каждая семья предлагала свой вклад в общественное пиршество. Паганалии, приходящиеся на конец зимы, связаны с защитой посевов и включают в себя очищение полей и жертвоприношения Земле и Церере для благодарности за прошлый урожай и мольбы о плодородии. Овидий описывает Землю и Цереру как союзниц, заботящихся о росте плодов и предоставляющих им место для развития.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список источников и литературы
1. Овидий, Н. П. Фасты [Перевод Ф. А. Петровского] / Н. П. Овидий. — М.: Художественная литература, 1973. — 528 c.
2. Дюмезиль, Ж. Э. Религия Древнего Рима / Ж. Э. Дюмезиль. — М.: Квадривиум, 2018. — 898 c.