Фрагмент для ознакомления
2
Рефлексы Спинальные двигательные автоматизмы Оральные сегментарные автоматизмы
Рефлекс Бабкина Раскрытие и затем сведение рук при резком изменении положения головы +
Рефлекс опоры и
автоматическая походка Реакция шагового движения при касании стопы
Рефлекс Робинсона Реакция на разведение и сведение ножек в положении лежа
Рефлекс Переса Реакция на надавливание на стерно-ключично-сосцевидную мышцу
Рефлекс Куссмауля Реакция на глубокий вдох при раздражении + слизистой оболочки рта
Рефлекс Моро Реакция на защиту при внезапном раздражении или падении
Хоботковый рефлекс Реакция на раздражение губ или рта, вытягивание и движение языка +
Рефлекс Бауэра Реакция, напоминающая походку при контакте с поверхностью Реакция на надавливание на стерно-ключично-сосцевидную мышцу
Рефлекс Галанта Реакция на боковое сгибание тела при постукивании по боковой части позвоночника
Сосательный рефлекс + Реакция на сосание предмета, касание губ или рта
Защитный рефлекс Реакция на боковое сгибание тела при постукивании по боковой части позвоночника
2. Таблица «Критерии оценки психомоторного развития» в соответствие с возрастным периодом
Возрастной период Моторика Статика Сенсорные реакции Речь Эмоции Социальное поведение, общение
0- 12
месяцев Подъем головы в лежачем положении, махание руками и ножками, повороты головы за движущимися предметами Стремление к сидению, первые попытки удержания головы Реакция на звук и свет, улавливание предметов взглядом Издание звуковых сигналов, попытки "болтания" Основные эмоции: радость, плач, улыбки Реакция на привыкание к лицам, улыбки в ответ, контакт глазами
1-3 года Ходьба, лазание по лестнице, бег, бросание мяча, рисование кругов и линий Умение поддерживать равновесие в различных позах и ситуациях Уверенное стояние, балансирование, Улучшенное координация движений, игра с конструкторами и пазлами Постепенное формирование предложений, понимание простых инструкций Большой диапазон эмоций, реакция на похвалу и критику Желание играть вместе, начало формирования социальных навыков и правил
подъем по лестнице
3-7 лет Улучшенная координация, бег, прыжки, бросание и ловля мяча, фингербординг, танцы Уверенное стояние, балансирование, подъем по лестнице Улучшенные сенсорные навыки, интерес к творчеству и сложным конструкциям Развитая речь, использование сложных предложений и словарного запаса Большой диапазон эмоций, реакция на похвалу и критику Формирование дружеских отношений, уважение прав и чувств других, развитие эмпатии
6-11 лет Развитая моторика, бег, прыжки, бросание мяча, фингербординг, танцы Уверенное стояние, балансирование, подъем по лестнице Улучшенные сенсорные навыки, интерес к творчеству и сложным конструкциям Разнообразная речь, использование сложных предложений и словарного запаса Более сложные эмоции, умение контролировать их выражение Формирование дружеских отношений, уважение прав и чувств других, развитие эмпатии
3. Таблица «Особенности психомоторного развития у детей младенческого и раннего возраста с ППЦНС»
Особенности психомоторного развития Образовательная потребность Специальное условие
Искажённое развитие и угасание рефлексов новорожденности Благодаря комплексу мер коррекционно-педагогического воздействия: массаж, физическиеупражнения (лечебная физическая культура) произвольная дви- гательная активность ребенка младенческого возраста постепенно нормализуется. Дифференцированный подход к определению содержания, выбор методов и приемов стимуляции двигательного развития ребенка младенческого возраста
Отставание в развитии ориентировочно –
познавательной деятельности Постепенное формирование навыков с помощью специальных методик Важно заинтересовать ребенка для дальнейшего развития +
Задержка становления выпрямительных
рефлексов Комплекс ЛФК по разработке данных рефлексов Педагогический подход, поддержка и терпение, поддержка интереса к процессу
Задержка голосовой активности Коррекционно-логопедическая работа Важно проводить вместе с развитием моторики и двигательной деятельностью
Недостаточность зрительно – моторной
координации и манипулятивной
деятельности Развитие трехзвеньевой связи с помощью специальных игр Наблюдение и корректировка развития навыков специалистом
4. Таблица «Особенности психомоторного развития у детей с задержкой психического развития»
Особенности психомоторного развития Образовательная потребность Специальное условие
Неловкость произвольных движений Систематическая коррекционно-педагогическая работа Работа должна регулярно проводиться на всех этапах деятельности ребенка
Недостаточность ритмичности, автоматизации движений Упражнения для развития моторики движений и их плавности Требуется довольно продолжительное время для формирования и оттачивания каждого движения
Несформированность навыков
самообслуживания Обучение самостоятельности, разнообразие возможности действий Нужно предоставить пространство для самообслуживания, показывать, как это делается, на своем примере и учить этому
Неточность и неловкость движений Упражнения ЛФК для развития мышц Ребенка важно вовлечь в процесс, так как он монотонный
Недостаточность сенсомоторной
координации Коррекционно-логопедическая работа Точность определения всех особенностей ребенка
5. Таблица «Особенности психомоторного развития у детей с умственной отсталостью»
Особенности психомоторного развития Образовательная потребность Специальное условие
Позднее нормально развивающихся
сверстников тянутся к игрушке На ранних этапах возбуждать интерес, показывать Вариативность предметов
Не возникает активного захватывания
предмета Комплекс упражнений Безопасность предметов
Угнетен или отсутствует комплекс
оживления Показывать ребенку чз свой пример Искренность
Нарушена фиксация взгляда Развитие устойчивости фиксации, плавности прослеживания по методикам Постепенное усложнение упражнений
Низкая двигательная активность Начиная с слов, заканчивая движениями, ребенок будет учиться и повторять Постепенное увеличение сложности
6. Таблица «Особенности психомоторного развития у детей с нарушениями слуха»
Особенности психомоторного развития Образовательная потребность Специальное условие
Гуление появляется в те же сроки, что и в
онтогенезе, но постепенно пропадает Начиная с слов, заканчивая движениями, ребенок будет учиться и повторять мимику Постепенное увеличение сложности
Лепет не возникает, если взрослые не
подкрепляют Проявление и подкрепление слов мимикой и жестами Четкая артикуляция
Задержка в формировании движений позы и
статической координации Развитие физики в совокупе с пониманием речи Процесс долгий, верность соответствия поз и мимики
Задержка самостоятельной ходьбы Правильное обьяснение поз, связь с движениями и мимикой, жестами
Показать больше